Факты, влияющие на тяжесть адаптации. Уровни и критерии адаптации в детском саду.работа с родителями в период адаптации Стадии адаптации ребенка в детском саду

Слово «адаптация» в переводе с латинского означает приспособление. По большому счету, человек на протяжении всей жизни приспосабливается к чему-то новому. Но бывают периоды, требующие особого напряжения всех сил организма. Один из них – поступление ребенка в детский сад.

Посещение детского сада знаменует новый этап в жизни ребенка. Отрыв от мамы, перемена обстановки, незнакомые люди вокруг, новый маршрут от дома до сада – все это небезразлично для малыша и отражается на его состоянии и поведении. Могут временно утратиться многие недавно приобретенные полезные навыки. Ребенок часто отказывается от еды, дневного сна, хуже и меньше говорит, может перестать проситься на горшок. В этот период жизни дети чаще болеют. Все это – нормальные проявления адаптации.

Три фазы адаптации к детскому саду

В адаптации ребенка выделяют 3 основных этапа:

Подострый;

Период компенсации.

В остром периоде , который иначе называется ориентировочным этапом адаптации, отмечаются ярко выраженные изменения поведения ребенка. Первые 2-3 недели все системы органов максимально напряжены, в организме бушует «физиологическая буря». Малыш становится капризным, возбудимым. Появляются отрицательные эмоции в общении с взрослыми и детьми, ухудшается аппетит, становится тревожным сон.

В этот период изменяются физиологические показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления и дыхания, увеличивается количество микробов на слизистых оболочках носа, зева, полости рта. Видоизменяется состав крови (количество лейкоцитов и соотношение иммуноглобулинов в сыворотке). Ребенок может даже похудеть. Острый период адаптации у разных детей длится от 10 до 60 дней.

Подострый период , или фаза неустойчивого приспособления, характеризуется постепенной нормализацией поведенческих и физиологических реакций. Быстрее всего восстанавливается аппетит – как правило, в течение 10-15 дней. Медленнее идет нормализация речи, на это может потребоваться около 2 месяцев. Восстановление сна и эмоционального состояния ребенка происходит обычно за 1 месяц.

Период компенсации , адаптированности к новым условиям характеризуется тем, что физиологические и нервно-психические реакции детского организма достигают исходного уровня или превышают его.

Степени тяжести адаптации ребенка

Легкая адаптация ребенка к саду характеризуется незначительным снижением аппетита. Объем съедаемой пищи достигает исходной нормы обычно за 10 дней. Примерно в те же сроки восстанавливается сон. Эмоциональное состояние ребенка, его ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с другими детьми нормализуются через 15-20 дней. Общение с взрослыми при легкой степени адаптации практически не нарушается. Двигательная активность ребенка не снижается. Функциональные сдвиги в работе внутренних органов выражены минимально и нормализуются в течение первого месяца пребывания в детском саду. Заболеваний при этом варианте на протяжении всего адаптивного периода не отмечается.

При адаптации средней тяжести нарушения сна и аппетита нормализуются в течение 20-30 дней. Эмоциональное состояние ребенка остается неустойчивым в течение всего первого месяца пребывания в детском саду. Типична значительная задержка двигательной активности, все функциональные сдвиги в работе органов и систем выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие острому заболеванию. Взаимоотношения с взрослыми, как правило, не нарушены.

При тяжелой адаптации либо отмечаются ярко выраженные изменения функций органов и систем ребенка, либо сильно страдает его поведение. В первом случае малыш заболевает вскоре после первого посещения сада и продолжает болеть практически ежемесячно (более 4-12 раз на протяжении первого года). Со временем частота заболеваний снижается, и ребенок начинает стабильно посещать детский сад.

При втором варианте тяжелой адаптации ребенок ведет себя не так, как обычно. Порой его поведение граничит с неврозом. Аппетит практически исчезает, ребенок отказывается от еды. Ситуация начинает восстанавливаться не ранее, чем через 3 недели пребывания в детском саду. Может возникать стойкое неприятие пищи или невротическая рвота при кормлении. Сон становится чутким, укороченным. Засыпает ребенок долго – 30-40 минут, при этом капризничает, плачет. Просыпается, как правило, малыш тоже со слезами. Ребенок либо стремится к уединению, не хочет играть с другими детьми, либо проявляет по отношению к ним агрессию. Также у него может отмечаться двигательная расторможенность. Ребенок начинает отставать от сверстников в речевом развитии. Его отношение к взрослым приобретает избирательный характер.

Тяжелая адаптация к ДОУ может продолжаться от 2 до 6 месяцев. Она бывает примерно у 9% детей, поступающих в детский сад.

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада

к основным критериям адаптации относятся:

Поведенческие реакции;

Уровень нервно-психического развития;

Заболеваемость и течение болезни;

Главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе.

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Также существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже восьми часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Также родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для ребенка также очень важно, как он чувствует себя в группе, нравится ли ему там. Для этого педагогу необходимо создать комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду, о которых будет говориться в следующих главах.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными – никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, и так далее.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Лина Дмитриева
Адаптация ребенка к детскому саду

«Адаптация ребенка к детскому саду »

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь обычно с детского сада .

Что такое адаптация ?

Вхождение в новую среду и приспособление к новым условиям социального существования, к новому режиму.

Комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к изменяющимся условиям существования.

Уровни адаптации

Физиологический

Психологический

Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть)

К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы)

Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать

Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами

Необходимости отстаивать свое личное пространство

Физиологический (надо привыкнуть)

К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды)

Невозможности уединения

Необходимости самоограничений

Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам

Степени адаптации

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду :

1 – 16 дней - легкая адаптация

20-40 дней – адаптация средней тяжести

от 40 до 64 дней – тяжелая адаптация

Три степени тяжести прохождения адаптационного периода

Легкая адаптация - к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.

Средняя адаптация - поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой активности) . Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.

Тяжелая адаптация - характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений.

Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с :

Слишком сильная зависимость ребенка от мамы ;

Чрезмерная тревожность родителей;

Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

Воспитание ребенка в духу вседозволенности;

Неврологическая симптоматика у ребенка : астеничность, гиперактивность и т. п. ;

Болезненность малыша;

Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода )

«НЕ ХОЧУ!» Ребенок плачет , капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это позволяет ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но "так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы". Ребенок , который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется , если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка .

ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. «Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике : я с ним дома борюсь, а там – «Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок . Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.

ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика : «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик : мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция. Считая, что дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой , в третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Чаще всего виноват не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны , и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это «послушные» дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно , организм дает эмоциям «передышку» : ребенок болеет , остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик , он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее.

ДОМА – «ХОРОШИЙ» , В САДИКЕ – «УЖАСНЫЙ» . «По-моему, воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день она рассказывает мне, как он безобразно себя ведет, дерется, забирает у детей игрушки и т. д. Но этого не может быть : он очень послушный, вежливый мальчик! Мы всегда проводили с ним очень много времени, пока я не вышла на работу, я всегда объясняла ему, что можно и что нельзя. Он всегда спрашивает у меня разрешения, если хочет что-то взять! Я просто не понимаю, разве может так быть, что я вижу одно, а без меня происходит совсем другое?.»

Такое вполне возможно. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка , оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет , оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей СОВЕСТИ, как говорит пословица – «без царя в голове» , ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа.

Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть «правильным» . Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит : «Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы, ВЫДЕРЖИТЕ меня!» Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку поверить , что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых.

Успокоившись по поводу отсутствия постоянного постороннего контроля за собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу.

Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад , каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду . Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны.

Советы родителям

От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка .

Никогда не говорите фразы типа : «Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут» .

По утрам когда собираетесь в детский сад , старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.

Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка !

В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:

Состояние и развитие ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.

Возраст малыша. Труднее переносят разлуку с близкими и взрослыми и изменения условий жизни дети полутора лет. В более старшем возрасте (после полутора лет) эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболеваниях малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждения также оказывает влияние на степень тяжести адаптации. Неблагоприятные условия социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и т.д. это приводит к тому, что ребенок переутомляется.

Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не тренируется сама по себе. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

№12. Организация жизни детей в период адаптации к дошкольному учреждению. Лица, ответственные за ее успех.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде. Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации. Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая. Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них: - работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;



Совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;

Недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;

Совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался.

Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

№13.Фазы адаптации.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено этапа (фазы) адаптационного процесса.

1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2. Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

№14. Основные объективные показатели окончания адаптации.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

· соответствующая возрасту прибавка в весе.

№15. Основные виды адаптации.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

Легкая кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель.

Тяжелая – долговременная: около 6-9 месяцев.

№16. Понятие о микробиологии. Характеристика микроорганизмов.

Микробиология - это наука, изучающая жизнь и развитие живых микроорганизмов (микробов). Микроорганизмы - самостоятельная обширная группа одноклеточных организмов, связанных по своему происхождению с растительным и животным миром.

Отличительный признак микроорганизмов - крайне малые размеры отдельной особи.

Диаметр б. бактерий не превышает 0,001 мм. В микробиологии пользуются единицей измерения - микрон, 1 мкм = 10-3 мм). Детали структуры микроорганизмов измеряют в нанометрах (1 нм = 10-3 мкм = 10-6 мм).

Благодаря небольшим размерам микроорганизмы легко перемещаются с током воздуха, по воде. Быстро распространяются.

Одной из важнейших свойств микроорганизмов является их способностью к размножению. Возможности м/организмов к быстрому размножению намного превосходят животных и растения. Некоторые бактерии могут делится каждые 8-10 мин. Так из одной клетки массой 2,5· 10-12 гр. за 2-4 сутки в благоприятных условиях могла бы образоваться биомасса порядка 1010 тонн.

Другой отличительной характеристикой м/организмов является разнообразие их физиологических и биохимических свойств.

Некоторые м/организмы могут расти в экстремальных условиях. Значительное число м/организмов могут жить при температуре - 1960С (температура жидкого азота). Другие виды м/организмов- термофильные м/организмы, рост которых наблюдается при 800С и выше.

Многие микроорганизмы устойчивы к высокому гидростатическому давлению (в глубинах морей и океанов; месторождениях нефти). Также многие м/организмы сохраняют жизнедеятельность в условиях глубокого вакуума. Некоторые м/организмы выдерживают высокие дозы ультрафиолетовой или ионизирующей радиации.

№17. Распространение микробов.

Почва – является основной средой обитания многих микроорганизмов. Содержание микроорганизмов в почве – миллионы и миллиарды в 1 грамме. Состав и количество микроорганизмов зависят от влажности, температуры, содержания питательных веществ, кислотности почвы.

Плодородные почвы содержат больше микроорганизмов, чем глинистые и почвы пустынь. Верхний слой почвы (1-2 мм) содержит меньше микроорганизмов, т.к. солнечные лучи и высыхание вызывают их гибель, а на глубине 10-20 см – микроорганизмов больше всего. Чем глубже, тем количество микроорганизмов в почве меньше. Наиболее богаты микробами 15 см верхнего слоя почвы.

Видовой состав почвенной микрофлоры прежде всего зависит от вида почвы. В песчаных почвах преобладают аэробные микроорганизмы, а в глинистых – анаэробные. В их составе, как правило, обнаруживаются сапрофитические виды спорообразующих бацилл и клостридий, актиномицеты, грибы, микоплазмы, сине-зеленые водоросли, простейшие.

Микроорганизмы почвы осуществляют разложение трупов человека, животных и растительных остатков, самоочищение почвы от нечистот и отбросов, биологический круговорот веществ, изменяют структуру и химический состав почвы. Патогенные микроорганизмы попадают в почву с выделениями человека и животных.

Воздух. Количество постоянно находящихся микрооргаизмов атмосферного воздуха сравнительно невелико. Больше всего их содержиться в околоземных слоях атмосферы. По мере удаления от земной поверхности в экологически благоприятных регионах воздух становится чище.

Количество микроорганизмов зависит от высоты и отдаленности от населенных пунктов. Здесь они только сохраняются некоторое время, а затем происходит их гибель за счет солнечной радиации, температурного воздействия, отсутствия питательных веществ.

Зимой количество микроорганизмов в воздухе открытых пространств меньше, чем летом. В воздухе закрытых помещений количество микроорганизмов зимой больше, чем летом. Микроорганизмы попадают в воздух от больных через дыхательные пути, с пылью, от загрязненных предметов, почвы.

В атмосферном воздухе видовой состав микрофлоры непрерывно меняется. В воздухе могут быть: стафилакокки, стрептококки, возбудители дифтерии, туберкулеза, вирусы кори, гриппа. Поэтому возможен воздушно-капельный и воздушно-пылевой пути передачи заразного начала. И для их предотвращения используют маски, проветривание, влажную уборку.

Вода. Вода – естественная среда обитания многих микроорганизмов. Количественные соотношения водных микроорганизмов в открытых водоемах колеблются в широких пределах, что зависит от типа водоема, сезона, степени его загрязнения. Особенно много микроорганизмов вблизи населенных пунктов, где вода загрязняется стоками хозяйственных нечистот. Чистая вода – артезианские скважины и родники. Для воды характерно ее самоочищение: гибель под действием солнечного света, разбавление чистой водой, за счет антагонизма микроорганизмов и других факторов.

Видовой состав микрофлоры воды мало чем отличается от почвенной. Известны водные эпидемии: при холере, брюшном тиф, дизентерии, туляремии, лептоспирозах.

Нормальная микрофлора тела человека. Микрофлора, выделенная от здорового человека, отличается видовым разнообразием. При этом одни виды микроорганизмов обитают в организме человека постоянно и составляют нормальную группу микрофлоры, другие – обнаруживаются периодически, попадая в организм человека от случая к случаю.

Дыхательные пути: постоянная микрофлора содержится только в полости носа, носоглотки и зева. В ее составе обнаруживаются грамотрицательные катаральные микрококки и фарингиальные диплококки, дифтероиды, капсульные грамотрицательные палочки, актиномицеты, стафилококки, пептококки, протей, аденовирусы. Конечные ветви бронхов и легочные альвеолы стерильны.

Рот: специфические виды микроорганизмов в полости рта ребенка появляются через 207 суток. Среди них 30-60% составляют стрептококки. Также заселяется полость рта микоплазмами, дрожжеподобными грибами, сапрофитическими видами трепонем, боррелий и лептоспир, энтамеб, трихомонад.

ЖКТ: тонкий кишечник не содержит специфических видов микробов, а случайные – редки и немногочислены. Толстый кишечник заселяется транзиторными микроорганизмами с первого дня жизни. Превалируют в нем облигатные анаэробы, в частности – бифидобактерии, лактобациллы, бактероиды и эубактерии – 90-95%. 5-10% - факультативные анаэробные бактерии: кишечные палочки и молочнокислые стрептококки. Десятые-сотые доли процента кишечного биоценоза приходятся на остаточную микрофлору: клостридии, энтерококки, протей, кандида и пр.

Микрофлора кожных покровов и конъюнктивы глаза: на коже и конъюнктиве глаза обитают микро- и макрококки, коринеформы, плесневые дрожжи и дрожжеподобные организмы, микоплазмы, условно-патогенные стафилококки. Другие виды микробов, актиномицеты, грибы, клостридии, эшерихии, золотистые стафилококки, обсеменяют кожу и конъюнктиву в условиях сильной запыленности воздуха помещений, загрязнения предметов обихода, прямого контакта с почвой. При этом на коже количество микроорганизмов во много раз больше, чем на площади глаза, что объясняется высоким содержанием в секрете конъюнктивы микробоцидных веществ.

Микрофлора мочеполовых путей: мочевыводящие пути здоровых людей стерильны, и лишь в передней части мочеиспускательного канала встречаются грамотрицательные непатогенные бактерии, коринеформы, микрококки, стафилококки и другие. На наружных половых органах обитают микобактерии смегмы и микоплазмы. Влагалище со 2-5 дня жизни новорожденного на многие годы заселяется непатогенной кокковой микрофлорой, которая при половом созревании заменяется молочнокислыми бактериями.

№18. Изменчивость микробов. Применение этих свойств в медицине.

Микробы очень изменчивы. Например, под влиянием некоторых воздействий бактерия, имеющая форму длинной палочки, может превратиться в шарик. Но для нас важно, что изменение внешнего вида, формы мельчайших существ иногда под влиянием облучения сопровождается наследственными изменениями их свойств.

В лаборатории удается «приручить» полезных микробов, производящих, например, антибиотики, или даже изменить их свойства так, что они будут производить полезные продукты в еще большем количестве. Так, удалось вывести культуру плесневого гриба, дающего пенициллин, производительность которого выше обычного в 200 раз. В природных условиях был обнаружен микроб, способный в заметных количествах синтезировать ценную аминокислоту - лизин. В результате примененного воздействия была получена измененная форма этого микроорганизма, которая синтезирует лизин в 400 раз интенсивнее, чем «дикарь». Добавка дешевого лизина в корм для птиц и животных резко повышает его питательность.

Можно лишить болезнетворные микробы вредоносных свойств, воздействуя на них, например, рентгеновыми лучами или радием. Такие обезвреженные микробы из врагов превращаются в наших друзей. С большим успехом они используются для получения лечебных вакцин. Для успешной борьбы с вредными микробами нужно учитывать их особенности. Зная свойства микробов, можно создать условия, которые будут благоприятны для развития полезных видов и затруднят развитие вредных.

Адаптация ребенка к детскому саду

07.11.2016

Снежана Иванова

Адаптация ребенка к детскому саду – это сложный психологический процесс, который может сопровождаться различными негативными проявлениями.

Детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего дошкольного времени. Детский сад представляет собой первый социальный институт, в котором малышу приходится находиться, взаимодействовать с другими детьми. Именно в нем дети учатся общаться друг с другом, выстраивать дружеские связи, делиться игрушками и т.д. Каждого малыша, который поступает в детский сад, не минует сложный процесс адаптации.

Адаптация представляет собой процесс привыкания малыша к группе, воспитателям, другим детям . Зачастую требования, которые предъявляются к ребенку во время поступления в детское образовательное учреждение, достаточно высоки. Ребенку необходимо время, чтобы привыкание прошло гладко и безболезненно, не оставив грубых следов на психике. Адаптация ребенка – это сложный психологический процесс, который может сопровождаться различными негативными проявлениями. Родителям и воспитателям следует быть тактичными и доброжелательными. В этот период важно помогать малышу, всячески поддерживать его и успокаивать.

Особенности адаптации ребенка к детскому саду

Детский сад поначалу кажется маленькому человечку пренеприятным местом на свете. Во-первых, ребенок разлучается с мамой – самым близким и родным существом. Во-вторых, он должен войти в свой первый в жизни коллектив и занять там свое индивидуальное место. И то, и другое сделать очень нелегко. Поддержка взрослого на данном этапе крайне важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет проявлять агрессию. Какие советы следует принять во внимание родителям и воспитателям?

Изменение режима дня

Находясь в кругу семьи, ребенок живет в определенном ритме и режиме. Когда он поступает в детский сад, то его жизнь стремительным образом меняется. Происходит изменение режима дня, к которому не так-то просто приспособиться. Малышу бывает нелегко привыкнуть к тому, когда нужно кушать, когда спать или пробуждаться. Дома все эти действия выполнялись в совершенно другие часы. Для того чтобы адаптация к детскому саду проходила легче, рекомендуется и в домашних условиях соблюдать тот же график. Упорядоченный образ жизни поможет ребенку скорее освоиться в новой обстановке.

Привыкание к группе

Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения. Дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения. Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша). Иногда забирая ребенка вечером из детского сада, родители отмечают, что он стал нервным и раздражительным. Это происходит по той причине, что в течение дня присутствовали какие-то внутригрупповые конфликты. Возможно, они не были своевременно выражены или разрешены.

Здоровье ребенка

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно быть готовыми к тому, что здоровье у него в ближайшее время может заметно снизиться. Этот феномен стал основной особенностью адаптации. Иммунитет ребенка начинает стремительно перестраиваться. Болезнь является защитной реакцией маленького человечка. Его организм учится приспосабливаться к изменяющимся условиям. Дома он находился в изолированной обстановке, где по возможности всегда царят чистота, любовь и внимание. Детский сад несет в себе незнакомые запахи, звуки и яркие впечатления. Ребенок учится контактировать с другими детьми, моментально заражается от внезапно заболевшего одногруппника. Обычно, поступая в детский сад, ребенок начинает стабильно болеть раз в две недели или даже чаще.

Возможность проявить себя

У каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть свое чадо успешным, то предоставьте ему возможность выражать свою личность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создавать ему соответствующие условия в реальности. Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом. Не нужно пытаться превращать ребенка в робота, который должен оправдывать возложенные на него взрослыми ожидания. У вашего сына или дочери в коллективе обязательно должна иметься возможность как-то проявить себя. Пусть он почувствует себя важным, значимым, принимаемым и любимым. Только тогда малыш будет посещать детский сад с удовольствием, не закатывая родителям громкие истерики по утрам.

Желание быть замеченным

Другой особенностью адаптации является потребность быть замеченным в группе. Если такого не происходит, ребенок может открыто провоцировать ссору, идти на конфликт и даже драться. Некоторые воспитатели сталкиваются с нецензурной бранью своих маленьких воспитанников и хватаются за голову. В любом случае необходимо помнить о том, что подобное поведение продиктовано желанием быть замеченным, принимаемым коллективом. Все эти негативные проявления вполне могут являться частью адаптации, привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по маме

Ребенок, оказываясь в детском саду, испытывает сильную тревогу и страх. Эти эмоции вызваны не просто сменой привычной обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому порой бывает трудно найти общий язык с коллегами в новом коллективе. Ребенку страшно оставаться одному в незнакомом месте. Все действия воспитателя и других детей вызывают у него страх, на который он реагирует недоверием, истерикой, дополнительными капризами. Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего страшного не случится, он будет продолжать плакать. Плач здесь выступает способом обратить на себя внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации как выраженную тоску по матери. Ребенок должен чувствовать и знать, что родители обязательно заберут его домой, а не оставят «с чужой тетей» навсегда.

Степени адаптации ребенка в детском саду

В зависимости от условий детского сада привыкание ребенка проходит легче или тяжелее. Следует отметить три основные степени адаптации, которые свидетельствуют о различном психологическом состоянии малыша, особенностях его нервной системы.

Легкая степень

Легкая степень адаптации характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать всех присутствующих в лицо, устанавливает дружеские отношения с одногруппниками. Легкая степень встречается реже, чем средняя и тяжелая. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость. В большинстве случаев при легкой степени привыкания ребенок реже болеет и пропускает внутригрупповые занятия, беспрепятственно вступает в контакт со сверстниками.

Средняя степень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительным привыканием. Ребенок долгое время не может понять, почему мама его отвела в данное учреждение и отчего так долго за ним не приходит. Малышу двух-трех лет совершенно не понятен смысл пребывания в государственном здании. Он видит вокруг себя множество ребятишек, но не осознает, что за каждым родители возвращаются вечером. Если понаблюдать за реакцией малыша, то станет понятным, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Он каждый раз переживает разлуку с ней как в последний раз. Для ребенка, не достигшего и трех лет от роду, разлука с матерью – это величайшая трагедия. Он не знает, как вести себя в незнакомой обстановке, не ведает, что с ним происходит, не может управлять собственными чувствами.

Тяжелая степень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив. На утреннее прощание с мамой он реагирует бурным криком, переходящим в истерику. Такой малыш часто болеет, отказывается посещать детский сад, не соблюдает правила поведения, норовит сорвать воспитателю режимные моменты, отвлекает и обращает на себя внимание других детей. Тяжелая степень привыкания характеризуется, как правило, нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и одновременно беспомощным. Своим поведением он требует к себе участия, пытается обратить на себя внимание тех, кто находится рядом. К сожалению, не всякий взрослый человек способен это понять и принять верное решение.

Время адаптации ребенка в детском саду

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос: как много времени ребенку необходимо для успешного прохождения адаптации? Следует заметить, что это процесс непростой, зависящий от многих факторов. Здесь не следует торопиться и всячески подгонять чадо, заставлять его подстраиваться под установленный порядок. Адаптация к детскому саду проходит у каждого малыша сугубо индивидуально. Время адаптации зависит исключительно от следующих значимых моментов.

Здоровье ребенка

Чем больше физически развит и вынослив малыш, тем проще ему будет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в детском саду. Здоровье ребенка здесь имеет первостепенное значение. В противном случае малыш будет очень часто болеть, что негативно скажется на его внутреннем состоянии: он может стать нервным и раздражительным.

Возраст

Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях. Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности. Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года.

Характер

Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому. Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя: он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот. Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду, ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом.

Если вы решили отдать ребенка в детский сад, то следуйте нижеизложенным советам психолога. Так вы поможете вашему ребенку пройти процесс адаптации в детском саду наиболее благоприятным образом. Многие родители теряются в элементарных ситуациях из-за отсутствия необходимого опыта и не знают, как лучше поступить. Советы психолога помогут справиться с данной непростой задачей.

Не оставляйте его надолго

В первые дни следует ограничить часы пребывания до двух-трех. В противном случае малыш не сможет как следует адаптироваться к окружающей обстановке и будет длительное время плакать. Только представьте, каким большим стрессом для него является отрыв от семьи и длительное пребывание в незнакомых стенах! Тут впору любому растеряться, что уж говорить о маленьком человечке, который только начал жить.

Знакомство с группой

Познакомьте любимое чадо с детским садом заранее. Пусть ребенок постепенно привыкает к воспитателям, ребятам, окружающей обстановке. Тогда процесс адаптации к детскому саду пройдет значительно легче. Можно для начала прийти в группу просто познакомиться, посмотреть, в каких условиях находятся дети. Это пойдет на пользу и вам, как родителю, и самому ребенку. Малыш уже не испугается, когда вы приведете его туда в следующий раз.

Домашние беседы

Они помогут частично преодолеть внутренний конфликт, возникающий из-за того, что ребенок не понимает, почему должен оставаться в детском саду, в то время как любящая и заботливая мама покидает его. Обязательно объясните, что заберете его вечером обратно домой. Будет еще лучше, если родители не просто молча отведут свое чадо в детский сад, но и в двух словах расскажут о том, что это за место и для чего оно предназначено. Домашние беседы могут оказаться крайне полезными, особенно, если вы подозреваете, что процесс адаптации будет проходить у вашего малыша тяжело.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду представляет собой сложный и многоуровневый процесс. Задача, которая стоит перед родителями в данный момент – помочь ему справиться с возникающими страхами, преодолеть тревогу.