Как научить ребёнка выговаривать шипящие и не шепелявить? Как избавиться от шепелявости Можно ли исправить шепелявость взрослому.

Проблемы с речью испытывают не только дети, но и взрослые люди. И если ребенку они не доставляют особых неудобств, то у взрослого человека развиваются комплексы и неуверенность в себе. Один из самых распространенных дефектов речи – шепелявость. Он стоит на втором месте после картавости и характеризуется затруднением в произношении шипящих и свистящих звуков. При этом остальные слова человек выговаривает совершенно отчетливо. Из этой статьи вы узнаете, почему люди шепелявят и как избавиться от шепелявости.

Распространенные причины

Причины для шепелявости есть самые разные – анатомические, психологические, социальные и другие. Поэтому для полноценной диагностики обычно требуется консультация нескольких специалистов. Давайте рассмотрим, почему развивается шепелявость.

  1. Врожденные аномалии. Сюда можно отнести такие патологии, как укороченный или увеличенный язык, неправильно развитую уздечку, толстые губы.
  2. Патологии развития челюстно-лицевого аппарата – нарушения прикуса, диастема, заячья губа, высокий свод нёба.
  3. Неврологические причины, связанные с нарушением артикуляционного аппарата.
  4. Социальные причины. Сюда относится подражание детей взрослым. То есть, если один из родителей шепелявит, то вполне вероятно, что ребёнок переймет эту особенность.
  5. Травмы, связанные с повреждением лицевой части черепа, – вывихи, переломы.
  6. Часто проблема приходит к пожилому человеку, страдающему нарушением слуха и недостатком зубов.
  7. Нельзя исключать и такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Почему нужно бороться с шепелявостью и прилагать усилия, чтобы убрать это из своей жизни? Этот дефект значительно снижает уровень качества жизни человека. Он становится источником стрессов, неуверенности в себе, замкнутости. Не имея возможности четко выразить свою мысль собеседнику, человек утрачивает тягу к общению. Особенно это касается детей и подростков.

Диагностика проблемы

Шепелявость диагностируется логопедом, который в случае необходимости назначает дополнительные консультации у других специалистов. Может быть выписано направление на прием к отоларингологу, ортодонту или хирургу. Но сначала логопед должен оценить симптомы, установить степень выраженности патологии и точно определить причины, почему ребенок шепелявит. Для этого он выясняет следующие моменты:

  • особенности произношения звуков;
  • остроту слуха и зрения;
  • насколько подвижен артикуляционный аппарат;
  • уровень психоречевого развития;
  • на каком уровне находятся такие навыки, как письмо, чтение, а также память;
  • грамотность, зрительное и слуховое восприятие.

Только после полной проверки можно найти лучший способ исправить дефект речи и наиболее эффективно помочь шепелявящему пациенту.

Методы лечения

Шепелявость устраняется путем комплексного подхода. Не стоит настраиваться на быстрый результат – это длительный и сложный процесс . Во время лечения делается упор на логопедическую, педагогическую, коммуникативную, психокоррекционную терапию. В план устранения речевых нарушений входит:

  • постановка правильных звуков;
  • упражнения на автоматизацию произношения шипящих и свистящих звуков;
  • массаж языка;
  • специальная артикуляционная гимнастика;
  • упражнения, обеспечивающие механическую вибрацию передней части языка.

Если речь идет о ребенке, то родителей должно немного успокоить то, что к 7 годам нарушение может пройти самостоятельно, а исправление может и не потребоваться. Но не стоит на это слишком надеяться – лучше вовремя показать малыша хорошему специалисту.

В зрелом возрасте шепелявость тяжелее поддается коррекции, так как чаще всего связана с физиологическими причинами. В некоторых случаях может возникнуть необходимость в хирургической коррекции мышц языка, уздечки или исправлении прикуса и протезировании зубов.

Не стоит мириться с дефектами речи. Если вы не знаете, как перестать шепелявить, обратитесь к хорошему логопеду. Он поможет справиться с дефектом, и вы испытаете радость свободной речи. А чтобы становление правильного произношения звуков протекало быстрее, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  1. Обязательно ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Желательно делать полный комплекс упражнений, в котором задействован весь речевой аппарат: губы, язык, щеки.
  2. Развивайте дыхательную систему. Правильное дыхание должно затрагивать нижние отделы легких – стремитесь к этому.
  3. Ежедневно упражняйтесь в произношении скороговорок. Выбирайте те из них, в которых присутствуют проблемные для вас звуки. Старайтесь выговаривать их четко, постепенно приближаясь к правильному произношению. Этот пункт практически бесполезен без выполнения артикуляционной гимнастики и участия логопеда.
  4. Возьмите за привычку читать вслух по вечерам. Пение тоже оказывает положительное действие.
  5. Многое зависит от психологического состояния, вашего настроя, поэтому обеспечьте себе полноценный отдых, старайтесь поменьше нервничать.

Избавиться от дефекта речи может каждый. Для этого нужно только желание, настойчивость, хороший логопед, а иногда и ортодонт. Теперь вы знаете, почему возникают подобные нарушения, как они диагностируются и лечатся. Еще больше информации вы найдете в видео, посвященном проблеме избавления от шепелявости. Во время просмотра вы услышите немало полезных советов, научитесь делать некоторые простые, но эффективные упражнения.

В этой статье мы поговорим о распространенном нарушении звукопроизношения - шепелявости. Разберемся, что же это такое - «шепелявость », какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.

Под понятием шепелявость подразумевается неправильное произношение шипящих звуков - Ш, Ж, Ч, Щ, научное название - сигматизм шипящих звуков.

Прежде чем говорить о видах шепелявости, необходимо остановиться на том, как же произносятся шипящие звуки в норме. Звуки «ш, ж» появляются к 4.5 - 5 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно. Поскольку они отличаются только звонкостью («ш» - глухой, а « ж» - звонкий), то нарушаются почти всегда парой. Звуки «ч, щ» нарушаются значительно реже, как правило они либо заменяются другими звуками (ч-ть, щ-сь), либо произносятся с чрезмерным округлением губ.

Для того чтобы произнести «ш, ж» необходимо язык сделать широким в форме чашечки и поднять наверх, при этом боковые края языка должны прижиматься к коренным зубам. Зубы сближены, а губы слегка округлены. Если же язык не очень хорошо поднимается, тонус мышц нарушен (язык вялый или чрезмерно напряженный) и удерживать его широким наверху и при этом еще дуть вверх тяжело, то появляется шепелявое произношение. Кроме того к шепелявости может привести неправильный прикус, особенно если между верхними и нижними зубами большое расстояние и зубы не смыкаются (передний открытый прикус или прогнатия) Кроме искаженного шепелявого произношения существуют:

  • Пропуски звука ш, ж - шапка - апка, жук -ук;
  • Замены ш, ж на звуки с,з - шапка-сапка, жук - зук.

Если ребенок до 5 лет шипящие звуки не произносит или заменяет на свистящие, то правильные ш, ж еще могут появиться в речи самостоятельно, при условии, что все остальные звуки правильно произносятся. Но если ребенок начал произносить шипящие неправильно, то это уже шепелявость и самостоятельно она, увы, не исчезнет.

Шепелявость при произнесении звуков ш, ж чаще всего проявляется в следующих вариантах:

  • Губно-зубной - при этом виде шепелявости нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф (шар - фар).
  • Призубный- кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д - шар - тар, жук-тук.)
  • Боковой - при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
  • Щечное произнесение -щеки раздуваются и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
  • Носовой произнесение -слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т.е. мягкое небо недостаточно работает.
  • Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.

Если у родителей возникают подозрения, что ребенок шепелявит, то в 5 лет разумно прийти на консультацию к логопеду, который скажет, есть ли шепелявость, и, если проблема есть, поможет ее преодолеть.

Шепелявость у взрослых

У взрослых людей шепелявость встречается довольно часто, после картавости это второе по распространенности речевое нарушение, с которым обращаются к логопедам. Практика логопедии показывает, что шепелявость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид шепелявости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки.

Если шепелявость мешает вам говорить и чувствовать себя уверенно, ждем вас в нашем центре, где опытные логопеды помогут решить эту проблему.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

640-90-77
Имя
E-mail
Телефон
Удобное время для звонка
Сообщение

Шепелявость - расстройство речи, вид нарушения звукопроизношения. Проявляется в трудности воспроизведения свистящих и шипящих звуков. Зачастую дефект исчезает в возрасте пяти лет, после развития артикуляционного аппарата. Но гарантии в этом нет. Поэтому, когда ребенок сильно шепелявит, начните делать упражнения для развития органов речи.

Шепелявость лечим с детства

Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, не должна вызывать беспокойства. К тому же, маленькая шепелявая кроха, так мило выглядит! Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина в офисе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми, заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться целей. Человек просто стесняется говорить, высказать идеи, мнение.

Наивно до 5-6 лет ожидать, что дефект пройдет сам собой. Когда это не происходит, на ребенка сваливается слишком много - ведь вот-вот идти в школу. Привычный детский день нарушают походы к стоматологам, логопедам, дефектологам, бесконечные тренировки дома. Есть все предпосылки к эмоциональному выгоранию: стрессы, переутомление, требования взрослых. Появляются страхи, что не исправится речь, будут смеяться одноклассники, соответственно формируется боязнь школы.

Чем раньше приступить к лечению шепелявости у ребенка, тем лучше.


Причины шепелявости

Для начала посетите логопеда. Он проведет тщательный осмотр и подскажет подходящее лечение. В зависимости, когда ребенок сильно шепелявит, ее исправлять будут стоматолог, хирург, отоларинголог. Устранить недуг можно выяснив его причину:

  • Наследственность;
  • Патологии органов речи. Бывают врожденными;
  • Травмы лица;
  • Неврологические нарушения;
  • Челюстно-лицевой аппарат неправильно развит. Отражается на прикусе, небе, диастеме;
  • Копирование манеры речи. Ребенок подражает персонажу с экрана, другу или родственнику. Проведите беседу и объясните, что так не нужно говорить. Похвалите другого героя кино или мультфильма, который разговаривает правильно. Разыграйте по ролям свой «спектакль».

6 упражнений от шепелявости для детей


Идея : для таких занятий понадобиться зеркало, чтобы ребенок мог видеть правильность выполнения задания, движение губ, языка. Можете подарить малышу настольное детское зеркало. Это создает приятные ассоциации с занятиями.

Шепелявость сама по себе не причиняет физического вреда, однако вполне может стать причиной насмешек и издевательств. К счастью, есть способы справиться с ней и научиться выговаривать звуки так, как положено. Шепелявость лечится под контролем логопеда, причем уже есть способы, позволяющие избавиться от проблемы за неделю-другую!

Шаги

Лечение фронтальной шепелявости

    Следующее упражнение поможет, если вы произносите английский звук "TH" вместо "С" или "З". Звук TH, конечно, прямого аналога в русском языке не имеет, поэтому опишем его как что-то среднее между Ф, Д и Т. Итак, при фронтальной шепелявости человек, произнося звуки "С" или "З", помещает язык между зубами, из-за чего и произносит звук "TH". Если у человека есть щель между передними зубами, то он может рефлекторно упирать язык в нее, как бы продавливая его между зубов. Если вы не уверены, относится ли это к вам, попробуйте произнести звуки "С" или "З" перед зеркалом.

    • При фронтальной шепелявости звук "С" будет похож на звук "TH", как он слышится в английском слове "math" (математика), а звук "З" - как "TH" в "father" (отец.)
  1. Улыбнитесь перед зеркалом. Встаньте перед зеркалом в ярко освещенном помещении - это позволит вам четко видеть собственный рот во время артикуляции звуков. Улыбнитесь в зеркало, обнажив при этом зубы. Все это позволит вам и за собой наблюдать с большей легкостью, и оттянуть язык чуть назад в полости рта - а именно это нужно для звука «с».

    Опустите зубы верхней челюсти на зубы нижней. Держите челюсти таким образом, чтобы зубы касались друг друга, но не переставайте улыбаться. Разумеется, не надо стискивать челюсти.

    Изогните язык так, как он должен быть изогнут для правильного произнесения звука "С". Для этого нужно передвинуть язык так, чтобы кончик его оказался за зубами, чуть ниже нёба. Не прижимайте язык к зубам, не напрягайте его.

    Выдохните ртом, не открывая его. Если шипящего звука "С" вы не услышали, то, вероятно, ваш язык все еще находится куда дальше положенного. Попробуйте как бы загнуть язык назад, не переставая улыбаться. Если не получится, не переживайте - попробуйте следующее упражнение и практикуйтесь почаще.

    Попробуйте произнести звук "ИИТ", обращая внимание на форму языка. Если звук "с" дается вам с трудом даже с учетом вышеупомянутого упражнения, попробуйте и вот еще что: чуть разведите челюсти, прижмите бока языка к верхним задним молярам (дальним зубам сверху), улыбнитесь и попробуйте сказать "ИИТ", стараясь сохранить заднюю часть языка в том же положении, пока кончик языка приподнимается для артикуляции финального звука «Т». Если задняя часть языка при этом как бы падает, то тренируйтесь произносить таким образом «ИИТ», пока это не прекратится.

    • Звук "ИИТ" можно встретить в английских словах "sleet" или "meet."
    • Если вам сложно держать заднюю часть языка приподнятой, воспользуйтесь языкодержателем или чем-то в этом роде, пока произносите «ИИТ».
  2. Превратите звук ИИТ в ИИТС, а затем и в ИИС. Когда вы научитесь произносить "ИИТ", правильно держа язык, начните протягивать звук «Т». Держите кончик языка именно там, где начинается звук «Т»: "T-T-T-T-T-T." Поток воздуха, текущий мимо кончика языка, может превратить этот звук в «С». Тренируйтесь, пока у вас не будет получаться сперва звук «ИИТС», а потом и «ИИС» - и можете не спешить, вовсе не обязательно, что все получилось в тот же день..

    • Да, капельки слюны могут вылетать из вашего рта во время выполнения этого упражнения!
  3. Тренируйтесь почаще. Выполняйте эти упражнения не реже раза в день, но лучше, что и говорить, почаще. Когда вы сможете произнести звук «С» несколько раз подряд, начните произносить слова и предложения, где он встречается. Будет проще сперва отработать произношение слогов с этим звуком вообще, только потом переходить к обычным словам.

    Выдыхайте воздух ртом, удерживая язык в таком положении. Да-да, именно бабочкой. Выдыхайте воздух именно так, как позволяет ваш окрепший язык. Теперь должен получиться звук, который куда как сильнее напоминает "С". Если же дуть с особым усердием, то получится и вовсе "З".

    Тренируйтесь, пока не сможете без проблем произносить звук "С". Ежедневно сгибайте язык бабочкой и тренируйтесь в «выдувании» звука «С». Не забывайте: расслабили язык - согнули язык, и все это за зубами. Пробуйте артикулировать звук "С", и чем сильнее будет становиться ваш язык, тем четче и правильнее будет получаться оный звук.

    Обратитесь за помощью к логопеду. Если спустя несколько недель у вас все еще есть проблемы, обратитесь к специалисту. Тот сможет предоставить вам упражнения, направленные на коррекцию именно вашей проблемы.

Лечение шепелявости у маленьких детей

    Узнайте больше про особенности шепелявости у детей. Как правило, речь идет о фронтальной шепелявости, то есть о проблеме, связанной с тем, что ребенок высовывает язык слишком далеко, пытаясь произнести звук «С». У многих детей, которые шепелявят, проблема решается с возрастом сама по себе. В остальных же случаях встает вопрос о том, когда идти к логопеду: в четыре с половиной года или же в семь лет. Дать точный ответ на этот вопрос сможет лишь логопед, однако помните - в том, что ребенок четырех с половиной лет от роду шепелявит, ничего плохого нет.

    • Если ребенок страдает от шепелявости другой формы, при которой язык находится глубже положенного, проконсультируйтесь с логопедом.
  1. Не заостряйте внимание на проблеме. Если снова и снова акцентировать внимание на шепелявости, ребенок может начать чувствовать себя не в своей тарелке, что явно не поспособствует решению проблемы.

    Займитесь лечением аллергии и проблем с синусовыми пазухами. Если у ребенка часто заложен нос или наблюдаются иные проблемы с синусовыми пазухами, то это может оказывать негативное влияние и на его речь, что особенно актуально в контексте звуков, требующих перемещения языка вперед (и это не только «С»). Обратитесь за консультацией к специалисту соответствующего профиля.

    Отучите ребенка от привычки сосать палец . Для грудных детей это, конечно, безвредно, но все же может привести и к шепелявости за счет смещения зубов и изменения прикуса. Если ребенок уже старше четырех, а палец сосет как маленький, отучите его от этой привычки. Проще всего будет сделать это, если приучить ребенка к чему-то, занимаясь чем ему потребуются обе руки. Ругать ребенка в данном случае бесполезно, лучше идти путем пряника, а не кнута.

    Подумайте, не обратиться ли к так называемым «упражнениям для оральной моторики». Их рекомендуют для маленьких детей, дабы тем было проще научиться говорить, однако исследования показывают, что в обычных ситуациях польза от них не всегда имеет место быть. Тем не менее, ребенок, страдающий от шепелявости, лишь выиграет от укрепления мускулатуры рта. К тому же, эти упражнения просты и безвредны: просто дайте ребенку соломинку для напитков и поощряйте его играть с игрушками, в которые нужно дуть.

Редко какой ребенок сразу начинает говорить «чисто». Когда шепелявит малыш, это смотрится мило. Но если такой недостаток речи сохраняется у выросшего ребенка либо даже вовсе взрослого, надобна подмога логопеда. Однако, родители могут сами организовать занятия для своего шепелявящего чада. Дабы произвести коррекцию речи, как водится, требуется месяц–полтора.

Инструкция

1. На первом этапе занятий необходимо тренироваться с малышом, отрабатывая всеобщие упражнения, класснее каждого – перед зеркалом. Делайте все в игровой форме, ни в коем случае не принуждая ребенка, а заинтересовывая и увлекая его. Скажем, расскажите про неподатливый язык, не желающий говорить положительно, и про то, что его нужно, высунув вперед, как бы отшлепать губами, при этом 5-10 раз произнеся «пя-пя».

2. Потом предложите ребенку представить, что любознательный язык высунулся наружу. При этом он должен открыть рот, высунуть язык и положить его кончик на верхнюю губу. Но вот язык будто бы напугался и спрятался за верхние зубы. Малыш должен его кончиком неукоснительно коснуться расположенных за зубами бугорков (альвеол).

3. Дальше наступает черед превратить язык в маляра. Он красит небосвод, будто потолок. Малыш улыбается, приоткрывает рот, гладит небосвод кончиком языка, как маляр кистью. При этом нижняя челюсть должна быть статична. Если ребенку трудно поднять язык, дозволено положить под него конфетку. На курс этих всеобщих занятий нужно отвести неделю.

4. Во вторую неделю начинайте ставить звука «ш». Для этого пробуйте с малышом произносить данный непокорный «ш» верно: вытянув вперед губы, сжав зубы, подняв язык к небу, но не касаясь им последнего. Попросите ребенка изобразить, как шипит змея: «Ш-ш-ш». При этом он может зажимать одну щеку огромным пальцем, а иную – средним. Когда звук начнет получаться верно, дозволено перейти к дальнейшему этапу. Но недельку, как минимум, позаниматься все же необходимо, закрепляя навык.

5. Третья неделя – время отработки слогов. Начинайте учить произносить Ша, Шо, Шу, Ши, а также Аш, Ош, Уш, Иш. У различных деток отличнее получаются различные сочетания, тут нет определенного порядка.

6. В течение четвертой недели малыш учится положительно говорить слова. Начинайте с примитивных – «шапка». «шина», «шуба», «шакал», «шепот», шея», тренируйтесь 2-3 дня. Потом переходите к трудным – «башня», «башлык». «кошка», «шкаф», «шкатулка». Школа». На это также в среднем уйдет 2-3 дня.

7. Пятая неделя полагает обучение произношению предложений. Испробуйте повторять, скажем, «У Маши новая шуба», «У кошки ушки на макушке и «Шапка да шубка – вот наш Мишутка». Вы подметите, что ребенок перестал шепелявить!

Обратите внимание!
Эти же упражнения может делать зрелый человек, если он шепелявит. Занятия помогут убрать недостаток речи.