Знакомим 2 летнего ребенка с пальчиковыми красками. Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству

Что должен уметь малыш в 2 года? Речь не о умении одеваться и чистить зубка, а о рисовании, лепке и началам аппликации. Оказывается:

Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки – ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

Развитие в 2 года

Рисование

1. Рисовать дорожки.
2. Рисовать кружочки.
3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки – ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.
4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.
5. Рисовать короткие и длинные линии.
6. Ближе к трем годам – раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания – они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально – учить ребенка раскрашивать или нет).
7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).
8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.
9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.
10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).
11. Рисовать пальчиковыми красками.

Лепка.

1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).
2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.
3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).
5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).
6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.
7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.
8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.
9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

Аппликация.

1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.
2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).
3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).
4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.
5. Аппликация из рваной бумаги.

От 1 до 2 лет для ребенка очень нежный возраст. Ребенок только - только научился ходить. Его интересует всё, что можно уронить, просыпать, пролить, попробовать на вкус. Его привлекает еда, не только из-за того что её можно съесть, а потому что ее можно размазать по столику, по себе и по вам. И ребенок будет это делать с большим удовольствием.

Стоит ли начинать рисовать в таком, совсем маленьком, возрасте? Конечно, стоит! Раньше одного года может и не имеет смысла, так как малыш только осваивает окружающий мир и развозить кашу по столику вполне достаточно. Не раз было замечено, что чем больше ребенок совершает манипуляций руками, тем он сообразительней. Развивая мелкую моторику рук, развивается мозг малыша.

Занятия рисованием - это еще один способ установить доверительные отношения с ребенком, потому что занятия будут проходить с мамой. И хоть с возрастом он будет набираться опыта и будет со многими заданиями справляться самостоятельно, ему всегда будет приятно делать всё вместе с мамой или хотя бы в ее присутствии.

Для такого маленького возраста можно использовать пальчиковые краски, нам подойдет плотная бумага любого цвета, листы большого формата (что бы у малыша был простор для действий), печатки (для них мы будем использовать все, что находится у нас под рукой), всевозможные губки, тряпочки, мятые салфетки, восковые мелки. Но в основном будем рисовать пальчиками. Кисть возьмем в руки только тогда, когда наберемся опыта. Так же можно использовать готовые изображения, напечатайте их на принтере. Только вместо обычного, тонкого листа используйте более плотный, альбомный.

По времени, занятие может длиться от нескольких минут до пару часов, все будет зависеть от юного художника. Заканчивайте занятия, если малыш завершил работу и рисовать больше не хочет. Все занятия должны проходить добровольно, без принуждений. Это важно! Иначе малыш будет сопротивляться, и делать многие действия наперекор вам.

В самом начале все ваши шедевры будут напоминать каляки - маляки. Наберитесь терпения! Не торопись поправлять малыша, тем более в таком возрасте. Дайте ему волю, и возможность повозится с краской. Покалякать в своё удовольствие. Используйте старые обои в рулонах, которые наверняка пылятся у вас в каморке после ремонта. Если таких у вас не нашлось, то всегда можно приобрести в магазине рулон самых дешевых обоев. Встречается, что альбомы для рисования стоят дороже, чем целый рулон самых простых обоев.

Сначала малыш будет просто пробовать разные пишущие принадлежности. Выбирать будет то, чем легко рисовать. Скорей всего это будут фломастеры, которые однозначно нужно выбирать на водной основе. Но учитывая возраст малыша, лучше фломастеры отложить на более поздний период развития. А вместо них предложить ему восковые мелки.

Как уже говорила не стоит малыша ограничивать в калякании. Когда интерес к ним утихнет, он начнет сам обращать внимание на линии, цвета и формы . Но это все потом. А начнём мы с малого!

Первое занятие - рисуем пальчиками

Сложность: (1 из 5).

Возраст: с одного года.

Направим интерес малыша к размазыванию каши по всему и по всем во круг себя, в творческое русло.

Для этого вам понадобится очень много терпения! Потому что творческий беспорядок ни кто не отменял. Неожиданности в виде клякс по всей комнате не избежать. Если вы собрались с духом, то вперёд!

Начните своё знакомство с пальчиковых красок . Какой фирмы покупать выбирать вам, но лучше покупать специализированную краску для малышей. Почему знакомиться лучше не с карандашей или других красок? Все просто! Карандаши будут у малыша использоваться как барабанные палочки, которую можно погрызть, или ткнуть куда-то (что может быть чревато). Для такого возраста карандаши трудноваты тем, что нужно прилагать достаточно усилий, что бы оставить хоть какой - то след на бумаге. Да и линии, на первом этапе, будут получаться тусклыми и не вызовут у вашего крохи восторга. С другими красками, тоже не очень, так как нужно использовать кисть. И уж поверьте, краска с кисти летит куда дальше и более непредсказуемо.


Значит, остановились на пальчиковых красках. Они самые приспособленные для самых маленьких крох. Не токсичны, но даже если они безопасны, ложками их есть не надо. Для малыша от 1 -2 не нужно огромное количество цветов, достаточно самых основных.

Первое занятие

Для первого своего занятия попробуйте выбрать ванную комнату и саму ванну. Оденьте ребенка и себя в одежду, которую не жалко. И дайте волю своему малышу. Белые стенки ванной послужат белыми листами. Кроха получит массу удовольствия. А Вам остается расслабиться, и присоединится к своему сокровищу. Рисуйте, смейтесь, радуйтесь и не забудьте запечатлеть все на камеру.

Отмывать ванную комнату куда проще, чем ковры, стены и потолки в комнате. Одеждой займется стиральная машина.

Удачи вам в первом начинании!

Второе занятие - рисуем ладошками

Сложность: (1 из 5).

Возраст: с одного года.

Материалы: пальчиковые краски, губка или толстая кисть, ватман или другой плотный лист меньших размеров.

Ход работы: закрашивание ладошки краской при помощи губки или толстой кисти и делаем отпечаток на бумаге.

Когда вы освоили пальчиковые краски в ванне. Привыкли к творческому бардаку после. Успеваете поймать маленькие ручки за секунду до того, как будет измазано то, что не должно быть измазано. В этом случае можно переходить в комнату.

Это очень простое задание. Если есть возможность, то пусть участвует вся семья. Это будет большая памятная картина. Скорей всего лучше разместится на полу, что бы у каждого был доступ к полотну. Используя большую кисть или губку, разукрасьте ладошки. Ладошка может быть одноцветной, или можно проявить фантазию и добавить какие - то узоры. Может у каждого члена семьи будет свой цвет ручек. Решать вам. Если все разукрасили свои ручки, то смело прикладывайте их к бумаге и оставляйте свои отпечатки.

Вот такое сегодня легкое, но увлекательное занятие, от которого вся семья получит массу удовольствия! А кроха будет счастлив, что все в сборе и заняты общим делом.

Начинать рисовать с маленькими детьми лучше всего восковыми мелками, гуашевыми красками. Начните с мелков. Они оставляют на бумаге яркий след, легко смываются с рук, правда быстро ломаются, но это не страшно.

При знакомстве с красками покажите, как держать кисточку, как прополаскивать ее в воде. Маленькие дети очень любят рисовать пальчиками, также с удовольствием рисуют ляпушкой. Ляпушки сделать не составит большого труда- намотайте на палочку или карандаш кусочек поролона, закрепите поролон ниткой. Также можно рисовать губкой, штампиками, с помощью трафаретов.

В 1,5 -2 года учим малыша рисовать горизонтальные и вертикальные линии, в 2 года-круги, раскрашивание силуэтов красками. Занятия следует проводить в игровой форме, обязательно используя наглядный материал, художественное слово.

Занятия по рисованию с детьми 1,5-2 лет

Что это

Цель. Учить ребенка держать правильно карандаш, учить видеть изображение предмета в нарисованных линиях, развивать воображение, интерес к рисованию.

Приготовьте лист бумаги желательно формата А4, восковые мелки или карандаши. Пусть малыш рисует, что хочет. Когда ребенок закончит рисовать, спросите его, что он нарисовал. Если он затрудняется с ответом, помогите ему увидеть изображение в линиях, дорисуйте детали, чтобы получилась рыбка, птичка, цветок. Полюбуйтесь рисунком вместе с малышом, похвалите его.

Спрячь мышонка (котенка, зайчонка)

Цель: Учить держать карандаш, заштриховывать изображения горизонтальными и вертикальными штрихами.

Это занятие можно провести несколько раз с разными персонажами. Заранее приготовьте бумаги с нарисованным (контуром) мышонка или другого персонажа. Спросите малыша, кто это, как пищит? Предложите малышу помочь спрятать мышонка от кошки. Покажите, как заштриховать мышонка, сделайте несколько штрихов держа его ручку в своей. Похвалите малыша.

Дождик

Цель: Учить рисовать наклонные вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте тучки в верхней части листа. А внизу изобразите травку, цветы, грибочки. Как дождик капает? Проведите сплошную вертикальную линию-сильный дождь, и пунктирную линию -слабый дождик. Попросите малыша нарисовать, как дождь поливает травку, цветы, грибы. Спросите, какой дождь он нарисовал: сильный или слабый?

Не забудьте похвалить малыша.

Железная дорога

Приготовьте игрушечный паровозик или трамвай, можно нарисовать и вырезать из бумаги. Рассмотрите с малышом паровозик, придумайте куда он поедет, может быть повезет кого-то(игрушек, зверушек, маму). На листе бумаги заранее нарисуйте две горизонтальные линии на расстоянии 5-6 см. друг от друга. Расскажите, что строители забыли достроить железную дорогу и паровозик теперь не сможет по ней проехать, предложите малышу нарисовать(достроить) вертикальные линии, покажите как. В конце занятия скажите, что все, кто поедет на паровозике очень рады новой железной дороге и благодарны малышу за помощь.

Заборчик

Цель: Учить рисовать вертикальные линии, развивать интерес к рисованию.

На листе бумаги заранее нарисуйте домик. Придумайте для малыша историю о том, кто живет в домике: дедушка с бабушкой, зайчик, девочка- на ваше усмотрение. Предложите нарисовать возле дома заборчик. Нарисуйте рядом с домом две горизонтальные линии на расстоянии друг от друга 5-6 см, а ребенку предложите нарисовать вертикальные палочки-досочки. От имени жителей дома поблагодарите малыша за помощь.

Цветы на полянке

Цель: Учить рисовать вертикальные линии.

Заранее приготовьте лист бумаги с заштрихованной внизу полосой шириной 5-6 см-это полянка. Еще на расстоянии 7-8 см нарисуйте головки разных цветов. Рассмотрите с малышом цветы, расскажите, как они называются, определите, какого они цвета. Предложите дорисовать к ним стебельки - прямые линии от цветов до полянки.

Аналогично проводятся занятия по рисованию воздушных шариков, лопаток, травы.

Рисование красками

Для начала приготовьте краску одного цвета, ведь малыш еще не умеет пользоваться красками, прополаскивать кисточку. Удобнее использовать гуашевые краски. Рисовать можно кисточкой, ляпушкой (примотанный к палочке или карандашу кусочек поролона), пальчиками. Покажите, как мокрая кисточка оставляет след на бумаге, затем полюбуйтесь какой след оставляет кисточка с краской. Пусть ребенок рисует, как хочет, его пока интересует сам процесс. Посмотрите, какой след оставит ляпушка, пальчик. Дорисуйте эти отпечатки до определенного образа: до цветка, колобка, птички, рыбки. Полюбуйтесь вместе рисунком.

Темы для рисования :

Дождик. Рисовать можно кисточкой- струи дождя, ляпушкой и пальчиком-капли дождя.

Снегопад - пальчиком и ляпушкой на синей бумаге.

Листья на заранее нарисованном дереве -пальчиком и ляпушкой.

Яблоки на заранее нарисованном силуэте яблони -пальчиком и ляпушкой.

Цветы -пальчиком, стебельки -кисточкой.

Бабочку -раскрашивая пальчиком или ляпушкой заранее вырезанный силуэт.

Ближе к 2 годам учимся рисовать круг кисточкой. Ставим точку и рисуем клубочек, как бы наматывая нитку на клубок.

Темы для рисования :

Разноцветные клубочки.

Воздушные шарики.

Цыпленок.

Неваляшка.

Снеговик.

Рисование трафаретом

Заранее приготовьте трафарет. Внутри листа вырежьте не сложный силуэт -гриб, елка, зайчик, яблоко. Пусть малыш закрашивает его кисточкой, пальчиком, ляпушкой. Чтобы трафарет был долговечен, вырежьте его из куска линолеума. Можно купить и готовые трафареты.

Рисование манкой

Насыпьте манку в крышку от коробки, чтобы бортики крышки были не слишком высокие. Ребенок может рисовать по манке пальчиком или процарапать рисунок палочкой.

Каждое занятие можно проводить несколько раз. Чаще давайте малышу возможность порисовать самостоятельно, то что он хочет. Пусть придумывает, пробует, творит. Такое рисование поможет развитию воображения и фантазии. Важно развить у маленького человечка любовь к рисованию, для этого восхищайтесь его каракулями, хвалите его, не ругайте за испачканные вещи, наберитесь терпения и у вас вырастет настоящий художник.

Дидактические игры для детей 2-3 лет. Знакомство с шаром. Дидактические игры для детей 2-3 лет. Цвет и форма
Дидактические игры с детьми 2-3 лет. Цвет. Задания на развитие внимания у детей 3-4 лет Игры для развития фонематического слуха Игры и конкурсы для детей школьного возраста Как развивать речь у детей раннего возраста Как подготовить руку ребенка к письму
Кинетический песок для развития творческих способностей. Математические игры для детей 2-3 лет. Большой — маленький Повторяй-ка. Онлайн-игра на развитие памяти
Польза рисования для детей Понятие времени для ребенка
Развиваем логическое мышление у детей Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Родители должны помогать обогащать опыт рисования у ребенка новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества. Вот несколько занятий, как можно увлечь ребенка с помощью рисования.

Занятие 1. Спрячь зайку от лисы!

Цель занятия: Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.

Материал для занятия:

Ход занятия:

Предложите ребенку листок с изображением зайца. Зайцы могут быть такими:

Для первого занятия картинка должна быть не очень крупной (что бы ручка у ребенка не устала, и ему самому не надоело закрашивать).

Дайте ребенку один карандаш или фломастер, цвет которого будет совпадать с цветом контура рисунка (для того, чтобы после закрашивания зайца не было видно – он же спрятался). Покажите ребенку, как нужно правильно держать карандаш. (не разрешайте ребенку держать карандаш в кулаке, переучивать сложнее чем научить)

Посмотри, кто это к нам пришел в гости? Правильно это зайка. За зайкой гонится лиса, она хочет его поймать. Давай поможем зайке спрятаться.

Покажите ребенку, как нужно спрятать (зарисовать) зайца, проводя линии вверх – вниз:

Если у ребенка самостоятельно не получается, возьмите его руку с карандашом в свою и нарисуйте вместе несколько линий.

Когда весь зайчик будет закрашен, обыграйте:

Ну вот, теперь лисичка не сможет догнать зайчика. Какой(ая) ты молодец, помог зайке!

Такое упражнение можно повторять неоднократно. Можно использовать опять зайку, а можно и других персонажей. Необязательно кого-то спасать, можно просто поиграть в прятки.

Занятие 2. Каляки-маляки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать карандаш или фломастер; видеть в линиях и пересечениях предметы; формирование интереса к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги любого размера (можно даже ватман).

Ход занятия: Рисовать лучше всего там, где ребенок будет чувствовать себя удобно, раскрепощено. (Желательно дождаться того времени, когда ребенок сам скажет или даст знать, что он хочет рисовать).

Посмотри, что это я приготовила? – правильно это бумага (листочек) и карандаши (фломастеры).

Что мы с тобой будем делать? – правильно мы будем рисовать.

Пусть ребенок рисует столько времени – сколько ему захочется, не останавливайте его.

Когда Рисунок будет закончен спросите его, что он нарисовал. Если ребенок и сам не знает что это предложите ему несколько вариантов:

Может быть это дождик капает? – давай дорисуем тучку (дорисуйте сами).

А может быть это домика? – давай дорисуем крышу.

А может быть это рыбка? – давай ей нарисуем глазки, хвостик и т.д.

Вот что может получиться:

* Цель таких занятий – научить малышей видеть в линиях и их пересечениях изображение. Такие занятия помогут ребенку перейти на другой этап рисования. Иначе, дети могут остановиться на уровне каракулей очень долго – их устраивает то, как они рисуют.

Занятие 3. Нарисованные истории

Цель занятия: Учить ребенка видеть изображение на бумаге. Формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

На этом занятии больше рисовать будете Вы, комментируя каждый этап рисования. Ребенок будет наблюдать и подсказывать. А если ему захочется, порисует вместе с Вами.

Предложите ребенку порисовать, выберите вместе любой сюжет. Сюжет обязательно близкий ребенку, интересный ему. Ваш малыш может принимать участие, подсказывая Вам что нужно нарисовать, какой карандаш взять.

Можно при рисовании использовать стихи, например, такие:

А вот четыре стороны -

Квадрат нарисовали мы.

Из квадратика сейчас

Дом получится у нас.

Ну, какой же дом без крыши!

Вот пониже, вот повыше.

Если в доме есть камин,

Башенка видна над ним.

Чтобы светлым был наш дом,

Нарисуем окна в нем.

Дверь, дружочек, начерти -

Можно в дом теперь войти.

И конечно, непременно,

Крепкие поставим стены.

Крышу нарисуй скорей,

А потом - трубу на ней,

Над трубою - дым столбом,

Черепицей кроем дом.

Окна в доме нарисуем,

Дверь красивую входную.

На двери табличка вот,

Чтобы знать, кто здесь живет.

Вот, почуяв ароматы,

В кухне собрались ребята.

Рисовать умеем ловко!

Вот плита, а в ней - духовка.

На панели - ручки-кнопки,

Сверху - круглые конфорки.

Есть теперь на радость всем

Плиты плоские совсем.

Есть на кухне вилки, ложки,

Чайники, тарелки, плошки,

Чашки, блюдца и ножи...

Что забыли? Подскажи!

Дом за домом... Посмотрите -

Город вырос на странице! (Маргрет Реттих)

*****

Я рисую стены, крышу,

окна, форточки, крыльцо...

Мне кричат, а я не слышу,

я рисую пруд-кольцо.

Огород к воде поближе,

рядом яблоневый сад...

Мне кричат, а я не слышу,

я рисую небеса.

А потом в углу, повыше

нарисую красный круг...

Мне кричат, а я не слышу,

я раскрашиваю луг.

Мне кричат, а я не слышу.

То есть слышу, но молчу.

Я рисую то, что вижу, -

отвлекаться не хочу! (Кацо)

Занятие 4. Палочки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямы вертикальные линии. Формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разных цветов, лист бумаги. Различные палочки.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком.

Заранее приготовьте несколько различных палочек для показа ребенку. Это могут быть веточки, счетные палочки, палочки от чупсов, коктейльные трубочки.

Посмотри что это? – Это палочки.

Смотри, какие они разные: длинные и короткие, толстые и тонкие. Но они все прямые, ровные.

Давай с тобой попробуем нарисовать палочку в воздухе (возьмите руку ребенка и проведите в воздухе черту).

А теперь давай нарисуем на листочке палочку.

Посмотри как я рисую.

Сначала вы нарисуйте на листе палочку, пусть ребенок посмотрит.

А теперь ты возьми карандаш, который тебе нравится, и тоже нарисуй палочку.

(Чтобы ребенок учился рисовать правильно, нужно показать процесс рисования палочки, двигая его рукой).

А теперь давай будем рисовать только короткие палочки. - А теперь длинные.

А теперь только синие (красные, желтые и т.д.)

Если ребенок не устал, предложите ему нарисовать линии, соединяя точки.

Занятие 5. Грибы

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; не выходить за границу рисунка; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры красного, оранжевого, коричневого цветов; игрушечный гриб или вырезанный из картона; лист бумаги: в нижней части листа нарисована прямая горизонтальная линия – это дорожка, выше на расстоянии5-7 см от неё полукружья или треугольники красного или коричнево цветов – это шляпки грибов. (см. рисунок)

Методы обучения: Рисование вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Покажите ребенку грибок.

Что это? Правильно, это гриб. Посмотри – это шляпка, а вот это ножка.

А теперь ты мне покажи: где у гриба шляпка?

А теперь покажи где ножка?

(помогите если ребенок затрудняется показать)

Ножка прямая, как палочка. (нарисуйте вместе с ребенком рукой в воздухе прямую линию)

Покажите ребенку лист с заготовкой для рисунка, объясните, что это такое.

Посмотри, на поляне на дорожке растут грибы. Это у грибов шляпки.

А где же ножки? – нет ножек!

Сейчас я дорисую грибочкам ножки - вот так!

А теперь ты попробуй дорисовать ножки грибочкам.

Дайте ребенку в руки карандаш (фломастер), помогите, если у ребенка не получается.

Какой(ая) ты молодец!

А теперь послушай стихотворение:

Шляпка и ножка,

Ростом невысок,

Рядом с дорожкой

Вырос … (грибок)

Занятие 6. Лопаточки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, её начало и конец; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры; детская лопатка; лист бумаги: в нижней части листа нарисован ряд полукружий – это острие лопатки. Чтобы ребенку было легче определить, из какой точки следует начинать рисовать линии, обозначающую ручку лопатки можно нарисовать точки на небольшом расстоянии над полукружьями.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

В начале занятия покажите ребенку лопату.

Посмотри, что я принесла. Что это такое? – Правильно это лопаточка.

Посмотри, у лопатки есть ручка, чтобы её удобно было держать.

А для чего нужна лопатка? – Правильно, что бы копать.

А что можно копать лопаткой? – Песочек, землю.

Давай с тобой нарисуем лопатку.

Нарисуйте на чистом листе полукруг.

Посмотри, что это я нарисовала? – Это лопаточка.

Как ты думаешь, ей удобно будет копать? – Конечно, нет.

У лопаточки чего-то не хватает. Как ты думаешь чего? – Конечно, ручки.

Посмотри, я сейчас дорисую ручку. Ручка прямая, как палочка.

Ну, вот теперь получилась настоящая лопатка.

А теперь ты попробуй нарисовать ручки лопаточкам.

Дайте ребенку заготовку. Помогите, если у малыша не получается. Можно рисовать лопатки и ручки к ним одного цвета, а можно разноцветные. В процессе рисования проговаривайте названия цветов.

Почитайте стихотворение- загадку:

Рядом с дворником шагаю,

разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом. (Лопата)

Занятие 7. Цветы

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; не выходить за границы ограничительной линии – «травки»; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры зеленого цвета; цветок на стебле; лист бумаги: в нижней части листа нарисована линия зеленого цвета – это полянка, выше на расстоянии 5-6 см цветы, расположенные в ряд.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Покажите малышу цветок на стебле.

Посмотри, какой красивый цветочек. Это у цветочка головка, а это стебель (сопровождайте рассказ показом).

На чистом листе нарисуйте линию зеленого цвета.

Посмотри, это полянка.

Выше нарисуйте несколько цветочков.

Вот у цветов головки, а где же стебли? Стебельки надо нарисовать – вот так. (Покажите ребенку, как надо нарисовать стебельки.)

Дайте малышу лист - заготовку.

Посмотри, здесь целая поляна цветов. Только у них нет стебельков. Давай посадим цветочки на полянку – нарисуем им стебельки.

Почитайте стихи:

Мои цветы.

Зеленеют рощи,

Зелено кругом,

Зеленет клумба

Под моим окном.

Сколько тут цветочков

Желтых, голубых!

Это я любовно

Вырастила их.

Посадила в землю

За цветком цветок.

Летом поливала

Каждый лепесток.

Для меня на свете

Нет цветов милей.

Даже солнце в небе

Светит веселей.

Занятие 8. Нитки для шариков

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки – прямые вертикальные линии; регулировать длину линии, не выходить за границы листа бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры разного цвета; воздушный шарик с привязанной к нему ниткой, лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисован ряд окружностей одного или нескольких цветов. Для первого занятия лучше предложить заготовку с «хвостиками» у шариков. (У нас Полине нравится именно с хвостиками шарики). А на повторных занятиях «хвостики» можно не рисовать.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия:

Покажите малышу воздушный шар.

Посмотри, что это? – Правильно это воздушный шарик.

А тебе нравится играть с шариками?

А что это у шарика (покажите на нитку)? – Правильно это ниточка.

А зачем шарику нужна ниточка? Чтобы он не улетел.

Подержи шарик за ниточку. Очень удобно держать шарик за ниточку.

Нарисуйте на листе бумаги ряд кругов – шариков. Это шарики, а чтобы шарики не улетели нарисуем им ниточки – вот так.

У тебя на листочке тоже нарисованы шарики. Ой, они сейчас улетят, у них нет ниточек. Нарисуй ниточки шарикам.


Занятие 9. Травка

Цель занятия: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки-прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, ее начало и конец; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры зеленого цвета; лист бумаги для рисования формата с заготовкой: в нижней части листа нарисована горизонтальная линия коричневого цвета - это поляна, а в верх¬ней части листа желтое солнце.

Методы обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

Нарисуйте на листе бумаги желтое солнце.

Посмотри, у меня на картинке светит солнышко, оно пригревает, землю согревает.

Затем нарисуйте внизу горизонтальную прямую линию коричневого цвета.

А это полянка.

Теперь рисуйте вертикальные линии зеленого цвета – траву.

А вот на полянке выросла зеленая трава.

Дайте малышу лист с заготовкой и зеленый карандаш или фломастер.

Посмотри, у тебя на картинке тоже светит солнышко. Нарисуй зеленую травку.

* Все работы ребенка можно вывешивать на стену, детям очень это нравится.

Занятие 10. Дождик

Цель занятия: Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки - прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры синего или голубого цвета; лист бумаги для рисования с заготовкой: в верхней части листа бумаги нарисована туча синего цвета, а внизу - горизонтальная линия - «земля», чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.

Методы обучения : Дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

Перед началом занятия прочитайте малышу стихотворение.

Послушай стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветочек, на листок.

Кап, кап, кап!

На дорожку, на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя –

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап...

Про что это стихотворение? Правильно про дождик.

Нарисуйте на листе бумаги тучу синего цета.

Догадался, что это такое? Правильно, это тучка.

Затем начинайте рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словами: «Вот пошел дождик: кап, кап, кап!»

Дайте малышу лист с заготовкой и карандаш или фломастер.

Посмотри, у тебя на картинке тоже нарисована тучка. Нарисуй дождик!

Пока ребенок рисует можно рассказать ему небольшое фольклорное стихотворение:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай

Сколько хочешь поливай!

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждайте ребенка озвучивать рисунок «кап, кап, кап». Можно нарисовать на земле лужи.

Занятие 11. Дорожки

Цель занятия: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать «дорожки» - прямые горизонтальные линии; развивать зрительное восприятие пространства; фор¬мировать интерес к рисованию.

Материал для занятия: Карандаши или фломастеры черного (или серого); маленькая игрушечная машинка; листы бумаги для рисования с заготовкой: в левой верхней части листа нарисована машина (на следующем занятии можно нарисовать идущего человечка).

Методы обучения: Рисование в воздухе; рисование вместе со взрослым; дорисовывание деталей.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на коврике.

На занятии обыграйте ситуацию с машиной: нарисуйте на листе бумаги дорогу для нее (две прямые параллельные линии на расстоянии 6-8 см), покатайте по нарисованной до¬рожке игрушечную машинку.

Предложите малышу покатать машинку, не заезжая за края дорожки.

Машинка едет - би-би! Вот какая у нас дорога, теперь машинка едет по дороге.

Предложите ребенку провести пальчиком вдоль «дороги», на¬рисовать «дорогу» в воздухе.

Затем нарисуйте горизонтальные линии – «дорогу» - на листе бумаги.

Дайте малышу лист с заготовкой и фломастеры.

Посмотри, у тебя на картинке нарисована машина. Нарисуй прямую дорожку! Поехали машины по дорожкам. Нарисуй еще дорожки!

Занятие 12. Круги

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материалы: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистые листы бумаги.

Методы обучения: Рисование в воздухе; рисование вместе со взрослым.

Ход занятия:

В начале занятия объясните ребенку, что они будут учиться рисовать круги. Сначала нарисуйте в воздухе указательным пальцем большой круг и попросите малыша отгадать, что вы нарисовали, и повторить за вами движение. Затем нарисуйте в воздухе маленький кружок.

Отгадай, что я нарисовала в воздухе? (Большой круг.) А теперь ты нарисуй в воздухе большой круг, как сделала я. Молодец!

А теперь что я нарисовала? Да, маленький кружок. Нарисуй в воздухе маленький кружок. А теперь будем учиться рисовать кружочки на бумаге.

Покажите ребенку, как нужно рисовать круги – рисуйте на мольберте или на листе бумаги. Обратите внимание малыша на то, что круги могут быть большие и маленькие, используйте разные цвета. Можно предложить обвести пальчиком по внешнему краю тарелку, по внутреннему краю обруч.

Дайте ребенку лист бумаги и предложите выбрать один карандаш или фломастер. Покажите малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать круги самостоятельно.

Для закрепления навыка предложите ребенку выполнить это задание несколько раз. А чтобы малышу было интересно, разнообразьте задания: попросите нарисовать большие, средние, маленькие круги, только красные или только синие, или разноцветные.

Занятие 13. Мячи

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги разного диаметра, располагать их равномерно на листе бумаги; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования; игрушечные мячи разного размера.

Метод обучения: Совместное рисование .

Ход занятия

Начните занятие с чтения стихотворения.

Послушай стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем покажите малышу игрушечные мячи. Обратите внимание на то, что мячи могут быть разного размера и цвета.

Посмотри, какие у меня мячи. Этот большой, а этот какой? Правильно, маленький. Этот мяч красного цвета. А какого цвета этот мяч?

Давай нарисуем мячи.

Дайте ребенку лист бумаги и карандаши или фломастеры разных цветов.

Давай нарисуем много мячей, чтобы было весело играть!

Занятие 14. Шарики

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать круги; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры разных цветов; чистый лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: нитки для шариков; воздушный шарик.

Метод обучения: Дорисовывание деталей.

Ход занятия

Начните занятие с загадки (можно загадать одну или две загадки):

Отгадай загадку:

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел –

Я побежал.

(Шар воздушный)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы.

От радости танцуют

Воздушные …

(Шары)

У нас с тобой тоже есть воздушный шарик. Вот он! Давай поиграем с ним. Я буду подбрасывать его, а ты лови.

После того как малыш наиграется, предложите ему сесть за стол.

А теперь давай нарисуем много разноцветных шариков на ниточках. Вот посмотри, на листочке уже есть ниточки, а тебе нужно к каждой ниточке нарисовать шарик.

Напомните малышу, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите ребенку рисовать мячи самостоятельно.

Занятие 15. Я блоки

Цель: Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать небольшие по размеру круги; располагать круги равномерно, не выходить за границу контура; формировать интерес к рисованию.

Материал: Карандаши или фломастеры красного, желтого и зеленого цветов; яблоко; лист бумаги для рисования с заготовкой для рисунка: контур дерева.

Метод обучения : Дорисовывание деталей.

Ход занятия

В начале занятия спрячьте яблоко в коробку.

Начните занятие с загадки

Посмотри какая у меня есть коробочка. Тебе интересно, что в ней лежит? Тогда отгадай загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Конечно, правильно это яблоко! А еще послушай стихотворение:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю. (Я. Аким)

А теперь откроем нашу коробочку и посмотрим, что там лежит.

Если у ребенка есть желание можно ему дать покушать яблоко.

Поговорите с малышом о том, где растут я блоки . Напомните, что яблоко это фрукт. Вспомните, какого цвета бывают я блоки . Какие они на вкус.

Предложите ребенку лист бумаги с заготовкой и фломастеры.

Посмотри что это у тебя нарисовано на листочке?

Правильно, это дерево. А ты знаешь, как оно называется? Оно называется яблоня. А что растет на яблоне?

Ну, конечно я блоки . Только вот на нашей яблоне почему-то нет яблок. Давай нарисуем?

На нашей яблоне будет много яблок. Какого цвета ты хочешь нарисовать я блоки ?

Я блоки висят на ветках, а некоторые уже упали на землю.

Знакомимся с красками

На этих занятиях мы будем знакомить детей с красками. Знакомиться будут даже те дети, которые уже и раньше рисовали красками.

Цели задачи:

  • Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.
  • Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
  • Развитие чувства цвета.
  • Развитие эмоций и фантазии.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие речи.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Формирование интереса к рисованию. Материалы и инструменты.

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами; круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фартуки или халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды и др. По возможности использовать мольберты.

Техники рисования:

Рисование на мокрой бумаге – нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и напиваются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование кисточкой - нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти - круглые и плоские, краски - акварель и гуашь (акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага - акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

  • примакивание - нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;
  • рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

Ваш малыш уже сильно подрос, и его творческая натура просто требует самовыражения. Не нужно его ограничивать. Срочно покупайте доску цветных мелков, карандашей. Рисование для детей 2-3 лет - это способ отразить свои чувства и эмоции, а также развить Не меньше радости доставляют малышам и фломастеры, они быстро выходят из строя, засыхают, но зато дают такой яркий след, которого никогда не добиться при использовании карандаша.

Отдельное слово о красках. Да, это пятна на одежде, на полу, это перепачканные руки, а иногда и волосы, но это свобода самовыражения, возможность смешивать цвета, делать затейливую радугу на бумаге, причем процесс не требует такой хорошей моторики, как простой карандаш, линии все равно получатся плавными. Поэтапное рисование для детей начинается с освоения простейших техник. Чем больше их будет - тем богаче его арсенал в будущем.

Особенности возраста

Рисование для детей 2-3 лет - это еще не художество, а процесс. Ребенка увлекает возможность оставить след на бумаге, образы и их завершенность пока вообще не стоят как задача. Поэтому не мешайте изображать кривульки и завитушки, а потом сами дорисуйте очередную каляку до птички, рыбки, тучки или солнышка. Вам сейчас нужно освоить технику, попробовать разные возможности.

Что можно рисовать с малышом

Все, на что хватит вашей фантазии. Рисование для детей 2-3 лет - это море возможностей, в которых родитель может найти массу всего интересного. Если вы рисуете карандашом, то можно предложить ребенку заштриховать нарисованный вами образ. Это не так просто, но попробовать стоит. А еще как вариант - лезвием наскрести пыль с цветного грифеля, а затем пальчиком аккуратно перенести ее на рисунок.

Очень интересны задания, когда нужно проложить путь в виде линии. Например, с одного края листа животные, а с другого - то, чем они питаются. Ребенок должен линиями соединить их. Такие задания можно распечатывать или рисовать самостоятельно.

Рисование для детей 2-3 лет должно носить исследовательский характер. Все нужно потрогать и попробовать. Как вариант - рисование точек. Можно пальчиком, обмакнутым в краску, можно карандашом. А чтобы было интересно, предложите задание: нарисовать дождик из тучки, снег, витамины в баночке, конфету на тарелке, цветы на лугу, песок на пляже. Соответствующее обрамление картинке готовьте заранее.

Еще один увлекательный вариант - обводить фигуры по трафарету, внутри или снаружи. Трафареты можно покупать или делать самостоятельно, вырезая из картона.

Учите мыслить нестандартно

Уроки рисования для детей не должны быть строго регламентированы, наоборот, пусть они будут максимально свободными и веселыми. Для этого придется постараться, но как же это весело и увлекательно! Найдите у друзей старый аквариум, переверните его кверху дном и оборудуйте внутри лампочкой. Сверху можно насыпать тонкий слой песка и Если вы собираетесь на пляж, где есть округлая галька, возьмите с собой цветные мелки. Ребенку никогда не надоест раскрашивать свои «леденцы».

Попробуйте в жаркий день заморозить кубики льда, но предварительно добавьте в воду гуашь. Такие яркие кубики очень весело возить по бумаге, пока они не растают. Проявите фантазию и попробуйте порисовать ладошками. Может получиться елочка, солнышко, птичка, да и раскрашивать кисточкой ладошку очень весело.

Обмакните в краску стеклянные шарики и помогите положить их в белую картонную коробочку. Просто наклоняя ее, вы можете получить узор. А любимую машинку можно макнуть в краску колесами и проехать по ватману. А потом вместе дорисуйте, где дорога, деревья и пешеходы. Уроки рисования для детей требуют больше фантазии и меньше правил.

Самое главное правило

Имейте терпение, когда вы садитесь рисовать. Будьте готовы к тому, что, открутив все крышки с баночек с гуашью, ребенок тут же переключится на что-нибудь другое. Уберите и напомните, что когда он захочет, то сможет снова начать игру. И никогда не ругайте своего ребенка, если, как вам кажется, что-то получилось плохо. Поэтапное рисование для детей в этом и заключается: сначала осваиваем технику, потом начинаем изображать образы.