Развитие мелкой моторики и координации. Развитие мелкой моторики и координации движения рук

Шевцова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДСКВ № 22
Населённый пункт: город Ейск,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 22.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у

детей младшего дошкольного возраста».

«Ум ребенка – в пальчиках»

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления

информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и

пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая

малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.),

тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если

движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах

нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая

моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется

под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы

хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на

стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них,

можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя

мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний –

кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.

Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев

приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в

отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже

грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные

точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте

нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не

забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и

расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь

ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если

задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию

игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в

детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо

рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант

такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится

игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и

разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома

Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится

выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной

мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как

месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по

одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно,

попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и

мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и

удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую

горошину, потом еще и еще - так набираем целую горсть. Можно делать это одной или

двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую

крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте

вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается

наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи».

Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по

шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к

мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или

квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам

пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей

«приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их

прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с

прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых,

кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его

моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что

нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

(Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают

пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают

творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности

действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы

опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как

получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им

какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше)

можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с

закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки

из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на

вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое

преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно

напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные

задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем

пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом

слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.

Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое

тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль-

вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть

меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла).

Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться

в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми,

запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет

раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек

полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения,

расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в

руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые

буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –

разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски,

дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку:

дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят

для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество

фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать

пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно:

каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на

бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в

магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с

шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка

дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям

тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию

пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией,

нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не

забывать хвалить малыша.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами,

карандашами, ручками, фломастерами.

«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные,

деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

Организуйте игры с пластилином, тестом.

Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или

песок для эффекта массажа.

Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной

толщины и длины для завязывания и развязывания.

Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки,

скорлупки, початки и т.д.).

Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и

застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

Запускайте пальцами мелкие волчки.

Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как

интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать

хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Рогонова Юлия Владимировна

МБДОУ "Детский сад №134"

г.Дзержинск Нижегородской обл.

Воспитатель

Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста »

Задачи: познакомить родителей с понятием «мелкая моторика руки», значением ее развития для ребенка, предложить игры и методики развития мелкой моторики руки ребенка в домашних условиях.

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка.

Исследователи, изучающие развитие мелкой моторики детей в дошкольном возрасте, отмечали, что выполнение детьми упражнений для рук помогало им овладевать правильной речью. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. Д

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

«Моя семья»

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с крышками от бутылок

Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

«Волшебные крышечки»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение, закреплять знание основных цветов.

Материал: карточки с нарисованными из кругов предметами, цветные крышки от пластиковых бутылок

Ход игры: предложить выложить из крышек предмет по схеме на карточке.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

«Укрась картинку скрепками»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание.

Материал: фигурки животных и предметов из картона, цветные скрепки.

Ход игры: детям предлагается дополнить картинку скрепками, например: ежику - колючки, солнышку - лучики и т.п

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

«Собери гирлянду»

Цель: развивать умение застегивать пуговицы, мелкую моторику руки, внимание, ориентировку в пространстве.

Материал: полоски из ткани с пуговицами на одном конце и прорезью для них на другом.

Ход игры: дети соединяют полоски в гирлянду, застегивая на них пуговицы.

«Цветочная полянка»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, закреплять знание основных цветов.

Материал: поляка из драпа, резинки для волос, заколки-крабики для волос.

Ход игры: предложить детям посадить на полянке цветы-крабики на «стебельки-резиночки».

«Игры со счётными палочками»

Цель: развивать мелкую моторику руки, внимание, воображение.

Материал: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

Ход игры:

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

Игры - шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек -разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры - обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр - обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  • Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  • «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  • Организуйте игры с пластилином, тестом.
  • Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  • Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  • Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
  • Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  • Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  • Запускайте пальцами мелкие волчки.
  • Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с ребенком дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

«Ум ребенка - в пальчиках»

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

5. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры - шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек -разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры - обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр - обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  1. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  1. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  1. Организуйте игры с пластилином, тестом.
  1. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  1. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  1. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
  1. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  1. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  1. Запускайте пальцами мелкие волчки.
  1. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
  1. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное - желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.


- " Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук " Светлова И. - Эксмо, 2005 г. - 72 с. - иллюстратор: Евгений Смирнов.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Игры, с которыми малыши познакомятся в этойкниге, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

- 23 способа развития мелкой моторики

1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

3. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.

4. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.

5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса). 6. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

7. Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

8. Доставание бусинок ложкой из стакана.

9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

10.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

11.Продевание нитки в иголку.

12.Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

13.Стирание ластиком нарисованных предметов.

14.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

15.Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

16.Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.

17.Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

18.Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

19.Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

20.Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

21.Сжимание и разжимание эспандера.

22.Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").

23.Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто!

- "Прописи с вариантами. Готовим руку к письму." - Карапуз, 2012 г. - для детей от 5 до 7 лет. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com)

- "" (синяя) Издательство: Литера, 2008 г. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com)

Задания, представленные в данных прописях, предназначены для развития мелкой моторики дошкольника 4-5 лет и подготовки его руки к письму. Прежде чем начинать писать буквы и цифры в школе, ребенок должен научиться правильно держать карандаш, соотносить образец с собственным рисунком, уметь находить и исправлять ошибки. Все графические упражнения составлены по принципу "от простого к сложному", поэтому не рекомендуется пропускать ни одно из них. Научившись проводить линии и рисовать фигуры, ваш ребенок с легкостью справится со всеми письменными заданиями в школе

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму " (зелёная) Издательство: Литера, 2008 г.(на http://eknigi.org)

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму " (красная) Издательство: Литера, 2008 г. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com)

- "Штриховка-дорисовка. Готовим руку к письму " (желтая) Издательство: Литера, 2008 г. (на http://eknigi.org)

- "Прописи для правшей и левшей " (барыня) Мальцева И.В. - Издательство: Карапуз, 2011 г. - 16 с. - Серия: Готовим руку к письму.

Максимум интереса и максимум пользы - это наши уникальные прописи для правшей и левшей. Ребенок, "на интересе" дорисовывая занятные картинки, узнает множество видов штриховок (а это поможет ему стать настоящим мастером в обводке и владении карандашом). Замечательная гимнастика для пальчиков! Но самое увлекательное, самое потрясающее то, что эти прописи - на две руки. Хочешь - рисуй их левой рукой, хочешь правой. Но мы советуем их разрисовывать сразу двумя руками. И картинки нарисовали соответствующие, очень для этого удобные. Ведь рисование двумя руками координирует работу обоих полушарий головного мозга, успокаивает, помогает сосредоточиться. Рисуйте и левой, и правой -получайте удовольствие.

- "Прописи для правшей и левшей " (на http://eknigi.org)

Симметричные рисунки (прописи), которые нужно обводить сразу двумя руками. Основная идея - координация ведущей и ведомой руки, зрительного и пространственного восприятия, тренировка мелких мышц руки. Синхронная работа правого и левого полушария. Для детей 5-8 лет.

Чему научится ребенок, работая с прописями?

Он сможет научиться уверенно проводить прямые и изогнутые линии в разных направления, а главное, не просто вести руку, но и получить при этом вполне художественный результат.

Он сможет научиться безошибочно проговаривать трудные звуковые сочетания, которыми так богаты скороговорки в книге.

- "Писането. Готовим руку к письму. " ИК "Парнас", 2005 г. (на http://eknigi.org) (на http://mirknig.com/)

Готовим руку к письму. Рисуем палочки, крючочки, закарючки. Обводим по пунктирным точкам, соединяем по точкам, раскрашиваем. Прописи для детей 5-7 лет.

- "Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь. 6-7 лет " С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина - Росмэн, 2006 г. (на http://mirknig.com) (на www.kodges.ru)

Вы хотите, чтобы ваш ребенок писал правильно, красиво и легко? Для этого необходимо развивать его тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Эта рабочая тетрадь представляет собой первый этап подготовки ребенка 6-7 лет к письму. Она включает самые разные задания на штриховку, раскрашивание, рисование узоров и воспроизведение графических узоров по клеточкам, обведение контуров и другое.

Все эти упражнения направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки. Помните! Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом! Не пренебрегайте графическими упражнениями - эти задания помогут вашему ребенку не только научиться писать, но и подготовиться в целом к обучению в школе.

- "Гениальность на кончиках пальцев! Развивающие пальчиковые игры для детей от 1 года до 4 лет " Кислинская Т. А. - СПб: Питер, 2012 г. - 144 с.

Татьяна Кислинская - детский психолог, педагог, автор уникальных развивающих курсов - представляет пальчиковые игры и потешки, лучшие методики раннего развития детей! Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Все мы знаем, что наша главная миссия - раскрыть в наших детях заложенный в них огромный потенциал. Ведь нет в мире людей неталантливых - есть люди с нераскрытыми способностями! Чем раньше начать развивать ребенка, тем лучшего результата можно достичь. Самый ранний, а значит, и самый своевременный способ развития - это пальчиковые игры! Работая с мелкой моторикой малыша, пальчиковые игры развивают речь, умственную активность, логическое мышление, повышают концентрацию внимания, память, зрительное и слуховое восприятие, усидчивость... В книге вы найдете и другие развивающие игры, и потешки для самых маленьких. Главное - заниматься регулярно и при любом удобном случае, даже в дороге и на прогулке. Не забудьте запастись цветными карандашами, чтобы ребенок смог раскрашивать забавные картинки, одновременно осваивая упражнения. Отличных успехов и прекрасного настроения вам и вашему малышу!

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

- Использование «Пальчиковых прописей» в подготовке руки ребёнка к письму (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 05

В статье описывается опыт использования нетрадиционной техники рисования – пальчиковой живописи как одного из методов формирования графомоторных навыков детей дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на том, что использование «Пальчиковых прописей» значительно расширяет педагогический потенциал занятий изобразительной деятельностью в подготовке детей к обучению в школе. Приложение к статье включает технологических карты с примерами пальчиковых рисунков.

- Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 01

С.А. Рогова

Автор обосновывает необходимость более высокого уровня развития мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста. Кратко излагаются основы авторского подхода к данной проблеме, включая этап развития полифонических способностей.

Развитие моторики имеет большое значение для всех людей без исключения. Под данным понятием подразумевается вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологиче ские и психологические аспекты .

В педагогической литературе существует разделение на так называемую мелкую и крупную моторику. В настоящее время по уровню развития крупной моторики , состоящему в овладении определёнными видами движений (переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и т.п.) и их координации, определяется уровень психофизиологического раз вития ребёнка, выявляются заболевания и функциональные расстройства различной этиологии (виды параличей, ДЦП и др.). Большая часть исследователей утверждает, что развитие мелкой моторики , состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на становление речи ребёнка, его умственных способностей.

Активное развитие мелкой моторики происходит, в частности, в процессе игры на музыкальном инструменте. Однако начальный период обучения является очень сложным. Это приводит к тому, что многие дети прекращают освоение данного вида деятельности, несмотря на наличие первоначального интереса к ней, что, вероятно, объясняется и неготовностью ребёнка к обучению, которое может принести ему несомненную пользу.

Развитию крупной моторики у до школьников уделяется большое внимание. В методиках музыкального воспитания выделены специальные разделы, чётко обозначены движения, которые необходимо продемонстрировать в том или ином возрасте, постоянно совершенствуются методические приёмы освоения танцевальных, ритмопластических движений. Развитием мелкой моторики занимаются не меньше: в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) существуют посвящённые ему программы, также не стоящие на месте. Особое значение в них придаётся массажу, в том числе пальчиков рук и т.п.

Однако анализ психологопедаго гической литературы по вопросам начального обучения детей игре на музыкальном инструменте, интервь юирование педагогов, а также собственная длительная педагогическая практика в музыкальной школе (более 30 лет) показали, что у ребёнка, приступающего к такому обучению, часто отсутствует необходимый уровень готовности мелкой моторики. Об этом свидетельствуют трудности изв лечения звуков (!) разными пальчика ми уже на начальном этапе (в нашем случае – обучения игре на фортепиано); освоения приёмов прикосновения, «погружения» в клавишу (от которого зависит создание музыкального образа); исполнения так называемых «техничных произведений» на последующих этапах обучения; освоения аппликатуры (под понятием «аппликатура», от лат. applico – прижимаю, прикладываю, традиционно понимается способ расположения и по рядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах).

Таким образом, ребёнок, длительное время занимавшийся в ДОУ по программам музыкального воспитания, оказывается недостаточно готов к дальнейшему обучению не только игре на музыкальном инструменте, но и к обучению в общеобразовательной школе (у него устают ручки, пальчики при письме, рисовании и т.п.). Для выявления причин данной «неготовности» необходимо проанализировать программы развития мел кой моторики у детей дошкольного возраста, психолого-педагогическую и музыкально-педагогическую литературу по указанной проблеме. Анализ выявил следующие формы и виды деятельности, в которых происходит развитие мелкой моторики:

– выполнение пальчиками рук особых движений и действий, позволяющих достичь поставленной цели (игры «Конструктор», «Отдели горох от фасоли» и т.п.);

– создание образов посредством комбинации пальчиков вне организованного времени (например, описанные в работе );

– освоение музыкальных игр и песенок, в которых пальчики имеют традиционные названия (большой, средний, указательный и т.п.) и должны выполнять ряд действий.

Заметим, что в методиках обучения игре на музыкальных инструментах имеется ряд общих моментов. Перечислим их.

1. Пальчики имеют свои названия, «музыкальные имена» (1, 2, 3, 4, 5), с которыми дошкольник не знакомится до обучения игре на инструменте. Это означает, что ребёнок в самом начале обучения столкнётся с необходимостью замены уже закреплённых в его сознании символов на другие.

2. Смена пальчиков при исполнении музыкального произведения будет происходить не только очень быстро, но и в определённом, строго организованном музыкальном ритме. Данный вид деятельности не осваивается в методиках музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

3. Создание музыкального образа основано на особых способах прикосновения к клавише, извлечения звука на инструменте. У дошкольника отсутствует опыт, основанный на необходимых тактильных и слуховых ассоциациях.

4. Исполнение музыкального произведения, например на фортепиано, основано на различных действиях обеих рук одновременно (!).

К данной деятельности ребёнок полностью не подготовлен ввиду отсутствия программ, направленных на развитие полифонических способностей , которые основаны на высоком уровне развития распределения внимания и координации движений . К сожалению, в настоящее время такие программы не внедрены в образовательный процесс дошкольников. Не обладая достаточно высоким уровнем развития полифонических способностей, ребёнок оказывается не в состоянии одновременно с воспроизведением ритмического и звуковысотного рисунка выполнять также требования аппликатуры, при менять различные способы прикосновения к клавише в зависимости от воссоздаваемого музыкального образа, координировать движения сообразно темпу, динамике музыкального произведения.

Заметим, кроме того, что развитие мелкой моторики основано на определённом уровне развития полифонических способностей и будет иметь значение как для обучения игре на музыкальном инструменте, так и для обучения в общеобразовательной школе: ручки, пальчики ребёнка будут более приспособлены к новым нагрузкам, а значит, он будет меньше уставать и сможет фиксировать боль шее внимание на анализе слуховых и зрительных ощущений.

Длительный эксперимент показал, что у детей дошкольного возраста развитие мелкой моторики может достичь более высокого уровня.

Начальным, фундаментальным этапом , безусловно, является развитие крупной моторики. Не случайно замечательный швейцарский педагог-музыкант Эмиль Жак-Далькроз, создатель методики и собственной школы, предупреждал, что обучаться игре на музыкальном инструменте (в частности, фортепиано) нельзя в случае наличия у ребёнка «нервных движений» до их полной коррекции на основе развития ритмопластических движений, т.е. крупной моторики. Этому посвящена многочисленная музыкальнопедагогическая литература, позволяющая развить крупную моторику дошкольника в процессе его музыкального воспитания на высоком уровне .

Второй этап связывается нами с развитием полифонических способностей . На данном уровне ребёнок должен в игре научиться выполнять одновременно разные действия различными (крупными) частями тела (например, одновременно правой и левой руками, ногой и рукой и т.п.). Данные игровые упражнения (хотя и малочисленные) присутствуют в программах различных дисциплин дошкольного воспитания, тем не менее развитие полифонических способностей требует создания особых про грамм, особого подхода педагогов к их развитию у дошкольника.

Третий этап , по нашему мнению, основан на развитии мелкой моторики, состоящей в выполнении ребёнком определённых действий пальчиками рук во вневременной организации. Данный уровень не связан с музыкальным развитием. На нём можно осваивать с ребёнком различные игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики («Раздели горох и бобы», «Построй домик из конструктора», «Крабстроитель» и др.). При этом действия могут выполняться в неопределённое время.

В качестве примера хотелось бы привести игры и игровые упражнения, описанные в работе и объединённые названием «Театр теней». Не хитрые приспособления, такие как направленный свет от лампы, и про стая комбинация из пальцев рук дают удивительный эффект: на стене появляются образы щуки, киски, собачки... Создаём образ киски1: на звук шшшшшш необходимо с напряжением согнуть фаланги пальчиков, на слово мяу ручку и пальчики расслабить. Более высокий уровень развития моторики предполагает выполнение действий пальчиками рук в приблизительно обусловленное время, рамки которого создаёт текст, в том числе и стихотворный, как при создании образа киски2:

А у нашей киски

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

Необходимо поднять ручку вверх, пальчики выпрямить, затем согнуть указательный, средний и безымянный, а большой и мизинец оставить, не сгибая.

Четвёртый этап развития мелкой моторики в музыкально-педагогической литературе отсутствует. В то же время нами осознаётся необходимость его освоения: ребёнок дол жен научиться выполнять действия не только «крупными частями тела», но и пальчиками, в строго определён ное музыкальной фразой время, определённым приёмом . Данный этап значительно отличается от предыдущего: читая стихи, можно в любом месте остановить или замедлить чтение, тогда как остановка в песенке способна уничтожить саму мелодию. Вот почему ребёнок вынужден выполнять нужные движения определёнными пальчиками в строго определённое время. На данном этапе до школьник учится делать движения пальчиками («пальчиковые» образы) соразмерно звучащей музыке и сло вам, подчиняясь музыкальному ритму, темпу и метру. С этой целью авто ром статьи были написаны специальные песенки , освоение которых даёт возможность научиться выполнять такие движения, развивает произвольное внимание, распределение внимания, координацию, а также волю. В качестве примера приведём песеку «А у киски есть дружок» .

Текст Движения

А у киски

Есть дружок,

Пальчики правой

ручки изображают киску.

маленький щенок.

Пальчики левой ручки

изображают собачку.

Они весело шалят:
Лают,

Отведённый максимально вниз

мизинец левой руки

прижимается к другим пальчикам

и вновь опускается.

«Мявкают»,

Согнутые указательный,

средний и безымянный пальчики

правой руки выпрямляются и

вновь сгибаются.

Шипят!

Фаланги пальчиков рук

с напряжением сгибаются.

Пятый этап основан на выполнении действий в строго организованном музыкальном времени конкретными пальчиками. При этом можно использовать песенки «Считалочка 1» и «Считалочка 2» .

Эти песенки дети любят повторять и разучивать, несмотря на значительные трудности, которые с этим связаны. Они состоят в следующем: ребёнок должен запомнить «музыкальные» названия пальчиков (1й = большой и т.п.); выполнять нужные движения определённым пальчиком какой-либо рукой в строго определённое время; выполнять нужные движения разными пальчиками обеих рук в строго определённое время.

До освоения песенки, с целью преодоления вышеописанных трудностей, педагог должен рассказать, что пальчики в музыкальной стране имеют свои названия: большой = 1-й, указательный = 2-й, средний = 3-й, безымянный = 4-й, а мизинец = 5-й; ознакомить и разучить с детьми игровое задание «Нужный пальчик, поклонись!». Содержание его заключается в том, что педагог называет пальчик «музыкальным именем» (например: «1-й или 2-й и т.п. пальчик, поклонись!»), а ребёнок должен согнуть названный пальчик, т.е. по клониться им. После этого дети разучивают песенку.

Освоение вышеперечисленных этапов в строгой последовательности позволяет ребёнку на достаточно высоком уровне развить мелкую моторику (имеется в виду доинструментальный этап). Однако для под готовки ребёнка к чтению записи аппликатуры (и нотного текста) необходимо сформировать и освоить дополнительные умения и навыки на следующих этапах развития мелкой моторики, которые не могут быть описаны в рамках одной статьи. Последующие этапы, по нашему убеждению, связаны с одно временным, комплексным развитием чувства ритма, а также чтения его записи одновременно с записью аппликатуры, что указывает на вы сокий уровень развития полифонических способностей. Практика показала, что все дети в играх с интересом осваивают достаточно сложные игровые задания.

Литература

1. Бабаджан, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т.С. Бабаджан. – М. : Просвещение, 1957.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

3. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Н.А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1982.

4. Жак%Далькроз, Э. Ритм: Его воспитательное значение для жизни и для искусства / Э. Жак-Далькроз // Театр и искусство. – СПб., 1922.

5. Радынова, О.П. Песня, танец, марш: конспекты занятий и развлечений по 2й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 3–5 лет / О.П. Радынова – М. : Издво ГНОМ и Д., 2003.

6. Рогова С.А. Музыкальные кубики / С.А. Рогова. – Пенза: Издво ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009.

7. Рогова, С.А. Развитие полифонических музыкальных способностей детей 4–5 лет: Дисс. … канд. психол. наук / С.А. Рогова. – Тамбов, 2006. 8. Нижегородцева, Н.В. Психоло-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС, 2001.

Ольга Акимова
Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

(В. А. Сухомлинский)

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)

Направление моей работы – формирование и совершенствование у детей двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. Я заметила, что у детей возникают сложности в развитии пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве, поэтому стала уделять большое внимание этому аспекту. Перед собой я ставлю следующие задачи : научить детей правильно держать карандаш; формировать зрительно-моторные координации ; развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом; совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать мышление , память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятие. В своей работе я использую методику по развитию мелкой моторики и графических навыков Г. В. Беззубцевой; методику подготовки дошкольников к обучению письму С. О. Филипповой; методику развития мелкой моторики и координации движений у детей Гавриной С . Е. ; методику развития мелкой моторики , глазомера и координации движений Т . А. Воробьевой, Т. В. Гузенко.

Практическое применение теоретического материала реализую на занятиях с детьми аппликацией, рисованием разными техниками (карандашами, кистью, пальчиками, штампами, тычками, пластилином, с помощью трафаретов, конструированием, в физминутках и пальчиковой гимнастике; учу детей овладевать штриховкой, предлагаю макеты для шнуровки, для составления узоров нитью на гвоздиках (графика, игры для развития сенсомоторных навыков и координации движений («Радужные бусы» , «Сделай так же» , «Сделай сам» , «Определи на ощупь» , игры для конструирования на фланелеграфе («Составь букет» , «Юный архитектор» , игры с пинцетом для формирования и закрепления пинцетного захвата пальцев («Мозаика» , «Разбери по цветам» , «Золушка» ). Дети с удовольствием играют в настольный, пальчиковый театр, театр теней, игры с пуговицами, крупами, прищепками.

Все мы знаем как важно развитие мелкой моторики рук для детей . Развитие руки , кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка . На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Считается, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память , восприятие, мышление, внимание. Уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность освоения ребёнком :

Изобразительных умений;

Музыкально – исполнительских умений;

Конструктивных умений;

Трудовых умений;

Овладения родным языком;

развития первоначальных навыков письма.

В дошкольном возрасте именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они часто отказываются от любимых детьми лепки и аппликации, так как не успевают за другими ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя неуверенными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Отмечу также, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие , а наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание и словарный запас.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце.

В детском саду мы с детьми применяем Су-Джок терапию (направление восточной медицины, где особое внимание отводится воздействию на активные (аккупунктурные) точки, которые находятся на кистях рук, используя специальные массажоры (он представляет 2 части : мяч-ежик с колючими иглами и 2 колечка для массажа каждого пальца). Воздействуя на рефлекторные зоны можно передавать информацию всему организму и лечить все тело, активизируя механизмы самовостановления организма. Также применяем различные виды массажа рук, в т. ч. самомассаж зубной щеткой, резиновыми мячами и кольцами с разной рельефной поверхностью, карандашом с гранями, грецкими орехами, каштанами, сосновыми шишками.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковая гимнастика и игры на координацию движений . Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» и т. д. В группе имеется большая картотека таких игр, дети сами обыгрывают знакомые сюжеты, используя наглядные картинки-подсказки в карточках. Таким образом, пальчиковая гимнастика и игры на развитие координации движений не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка, в результате чего развивается :

Сила и ловкость руки;

Переключаемость с одного вида движений на другой ;

Внимание;

Глазомер и зрительная память;

Усидчивость и аккуратность;

Фантазия и образное мышление;

Подготовка руки к письму

Приведу несколько примеров упражнений, развивающих мелкую моторику рук и координацию движений , которые я использую в работе с детьми и советую родителям выполнять их дома со своими детьми :

Растягивание колечка из мягкой текстильной резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Сжимание мягкого резинового или поролонового шарика двумя пальцами поочередно; сжимание поролонового шарика между напряженными ладонями.

Рисование геометрических фигур обеими руками одновременно, усложнение – различных фигур одновременно, напр., правой – квадрат, левой – треугольник, различное направление штриховки (правой – вертикально, левой – горизонтально) .

Перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против в емкости с узким горлом (диаметр 2-3см.) при неподвижно зафиксированной кисти, тем самым ограничивая движения кисти работающей руки.

Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, а ребенок воспроизводит обеими одновременно. Сначала задействуются только указательные и средние пальцы, затем к ним присоединяются безымянные, а лишь потом большие и мизинцы. На логопедических занятиях можно в том же ритме проговаривать слоги на отработанные звуки.

Выполнение графических диктантов по клеткам (по словесной инструкции, или по инструкции, поданной в кодовой системе, например, один удар правой рукой - 1 клетка вправо; один удар левой рукой – 1 клетка влево; один удар обеими руками – 1 клетка вверх; два удара обеими руками – 1 клетка вниз).

В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка . И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Ладушки» и им подобные народные игры – не что иное, как оздоравливающий, и тонизирующий массаж на акупунктуры. Только задумайтесь : такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение ребенка и взрослого, заряд положительных эмоций – это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале забав.